Регионы России разделят на три группы по долговой устойчивости: куда приведет Татарстан госдолг в 96,5 миллиарда рублей

Регионы России разделят на три группы — по долговой устойчивости. Новая редакция Бюджетного кодекса РФ начнет действовать с 1 января 2019 года. Мнения экспертов Inkazan разделились, в какую же группу попадет Татарстан, у которого госдолг на 1 июля 2016-го составил 96,5 миллиарда рублей. 

фото: zur.ru
фото: zur.ru

О том, что в новой редакции Бюджетного кодекса России регионы разделят на три группы по долговой устойчивости, сообщила в Казани директор департамента межбюджетных отношений министерства финансов РФ Лариса Ерошкина. Кодекс вступит в силу с 1 января 2019 года. В первую группу войдут субъекты, у которых госдолг менее 50% от доходов бюджета, во вторую — с 50-85% от доходов, в третьей группе будут регионы с низкой долговой устойчивостью.

«Что меняется: субъекты групп со средней и низкой долговой устойчивостью могут занимать только в случае согласия министерства финансов, соответственно, не только в части выпуска облигационных займов, как это сейчас есть, но еще и части согласования объемов заимствования в коммерческих банках», — заявила она.

По ее словам, эти меры направлены на проведение субъектами РФ более сдержанной долговой политики. «2019 год очень близко, и фактически, сейчас есть два финансовых года, которые позволят чуть-чуть выровнять долговую нагрузку в субъектах РФ», — отметила Ерошкина.

По ее словам, в России, по данным на конец 2015 года, в 14 субъектах госдолг превышает 100%. В прошлом году на обслуживании задолженности удалось сэкономить почти 41 миллиард рублей.

Мнения экспертов разделились.  Замдиректора аналитического департамента компании «Альпари» Наталья Мильчакова считает, что РТ с ее нынешними показателями могла бы попасть в группу с низкой долговой устойчивостью. «Чтобы было бы несправедливо», — заметила она. Однако государственный долг республики по итогам первого полугодия 2016-го года равен примерно 80% от доходов бюджета.

С учетом того, что госдолг равняется примерно в 80% доходов бюджета республики за первое полугодие текущего года, то Татарстан может попасть в группу с низкой устойчивостью, что было бы несправедливо.  (почему – см. ответы на второй и третий вопросы ниже).

Ее коллега, аналитик группы компаний «Финам», Богдан Зварич , с этим не согласен. По его подсчетам, долг Татарстана достаточно высокий, однако пока он составляет менее 50% от доходной части бюджета. Следовательно, регион попадает в группу с высокой долговой устойчивостью.

Мильчакова говорит, что 96,5 миллиарда рублей, с которыми республика подошла к 1 июля 2016 года, составляют треть всего госдолга Приволжского федерального округа. «Однако минфином РФ, по-видимому, не учитывается, что бюджет Татарстана зависит от экспорта, прежде всего, сырой нефти, и при увеличении цены на нефть, соответственно, увеличится и доходная часть бюджета, а соотношение «госдолг/доходы бюджета», соответственно, сократится», — отмечает аналитик.

Зварич отмечает, что достаточно большой объем в структуре госдолга занимают бюджетные кредиты (86,2 миллиарда рублей), что ведет к низкой нагрузке на бюджет региона в свете обслуживания данных займов.

Мнения экспертов разделились и в оценке грядущих нововведений в Бюджетный кодекс. По мнению Мильчаковой, разделение регионов большого смысла не имеет. Разве что у федеральных властей будет ориентир, кому урезать субсидии, кому предоставлять меньше займов.

«Плюс от этого разделения только в том, что оно может мотивировать регионы самим искать средства для погашения дефицита регионального бюджета. Минусы в том, что все регионы России, которые различаются по категориям – ресурсодобывающий, индустриальный, аграрный, туристический, курортный, а могут быть регионы, где развита и добыча сырья, и разные виды несырьевых отраслей, и туризм (Республика Татарстан как раз представляет собой именно такой регион), – пытаются втиснуть в узкие рамки некой классификации, без учета индивидуальных особенностей», — рассуждает эксперт «Альпари».

Например, экономика Татарстана, в первую очередь, зависит от экспорта нефти, а нефть, как известно, биржевой товар, который подвержен циклическим колебаниям, и, соответственно, доходы бюджета этой республики, дефицит/профицит бюджета и долги будут колебаться вместе с ценой на нефть. А такая классификация присваивает региону уже определенный, заданный «рейтинг», который непонятно когда, как и в зависимости от чего может меняться.

Может ли регион при данном решении перейти из одного присвоенного ему статуса в другой – неясно. Значит, на федеральном уровне будут получать некорректные сигналы о том, в каком состоянии на самом деле находится экономика региона. И повысится вероятность принятия государством некорректных решений в отношении финансирования того или иного субъекта Федерации, отмечает Мильчакова.

По мнению Зварича, к регионам из третьей группы будут применять меры, ограничивающие их возможности по заимствованиям, в частности, придется получать разрешение на облигационные и коммерческие займы, в частности минфина. Получить такое разрешение будет достаточно сложно, так как центральные органы власти проследят, чтобы долги этих регионов не увеличивались.

«Что же касается выравнивания долговой нагрузки, то регионам с высоким уровнем долга нужно учится жить по средствам – приходить к бездефицитному, а еще лучше, к профицитному бюджету. В последнем случае, это даст им возможность расплачиваться со своими долгами и снижать долговую нагрузку региона», — считает Зварич.

Мильчакова добавила, что, по всей видимости, в минфине имели в виду, что через два года экономика России в целом «чуть-чуть» стабилизируется, следовательно, там ожидают, что и в российских регионах дела будут идти «чуть-чуть» лучше. «Таким образом, крылатую фразу нашего правительства «денег нет, но вы держитесь», можно скорректировать так: «Денег у нас чуть-чуть не хватает, но вы чуть-чуть держитесь…» А может быть, не денег не хватает, а гибкости в принятии решений и знания ситуации на местах», — резюмировала аналитик.

По данным минфина Татарстана, государственный долг республики на 1 июля 2016 года составил 96,5 миллиарда рублей. 1 апреля он был меньше на 5,6% — 91,3 миллиарда. 

В структуре долга 86,2 миллиарда рублей занимают бюджетные кредиты из российской казны. Эта сумма увеличилась на 6% — с 81,3 миллиарда. Сумма госгарантий в иностранной валюте — 10,4 миллиарда рублей.  На 1 апреля 2016 года эта сумма составила 9,96 миллиарда рублей.

 

 

Lentainform

Загрузка...

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ