Тимур Садыков. О национальном кино

Частное мнение высказывает Тимур Садыков. Режиссер-постановщик, продюсер, сценарист. «Механика продакшн».

Тимур Садыков
Тимур Садыков

Недавно я завел аккаунт в одной странной социальной сети. Вроде бы она задумана как сеть для деловых связей. По идее, должна быть полезной. На практике пока совершенно не ясно, что с ней делать. Но, тем не менее, в этой сети один из ее пользователей задал мне вопрос: «А можете ли вы снять кино на татарском языке?» Я ответил, что не вижу ничего невозможного.

По национальности я татарин. Один из моих прадедов был казахом. Все остальные татары. Старшие родственники хорошо говорили на татарском. Родители чуть хуже. Я не говорю абсолютно. И практически не понимаю. Друзья-татары надо мной посмеиваются. Малознакомые люди пытаются подвергнуть остракизму. Я вам признаюсь: несмотря на мою принадлежность к татарскому народу, мне совершенно не интересна местечковая борьба за сохранение национальной культуры. Я не считаю, что именно татарская культура подвергается сильному внешнему давлению настолько, что ее необходимо спасать. Это не равнодушие. Отнюдь.

Сейчас я поясню вам свою позицию. Я считаю, что сильна та культура, что может не просто выстоять под давлением, но, наоборот, способна на экспансию. Если нация замыкается на себе, начинает вариться в собственном соку, то довольно быстро деградирует. Я не желаю наблюдать деградацию татарской культуры и языка. Я убежден, что мы просто обязаны нести свою культуру остальному миру. Раскрыться ему, а не замыкаться в себе, стараясь спасти остатки того, что некогда было национальной татарской идентичностью. Поэтому я не приветствую разговоры о том, что надо работать на ниве татарского кинематографа на татарском языке. Я считаю, что на проблему надо смотреть шире, думать глобальнее. И не замыкаться внутри татарстанских границ. Надо делать понятные, интересные истории, корни которых будут лежать в национальной культуре. Честно говоря, при таком подходе будет совершенно не важно, на каком языке снята картина.

А теперь у меня для вас одна плохая новость. Татарстанского кинематографа не существует. Кинематографа, являющегося не только видом искусства, но и пропаганды, в Татарстане нет. Конечно, мне обязательно возразят. Напомнят про количество снятых картин, перечислят татарстанских кинодеятелей. Картин будет меньше десятка, людей, занимающихся кино профессионально, зарабатывающих этим деньги, не окажется вовсе. В последние несколько лет в Татарстане произошел небольшой сдвиг на ниве кинематографа. Силами подвижников, энтузиастов, любителей, отчасти профессионалов. Но, по моему глубокому убеждению, это пустые хлопоты.

Выпускающие компании в Татарстане забывают об одной важной, а я бы сказал главнейшей составляющей успеха кинокартины, а именно – маркетинговой. В основе выпуска любого продукта сейчас лежит маркетинг. Необходимо элементарно знать рынок, его требования, знать целевую аудиторию, прежде чем выпускать продукт. Это абсолютно справедливо и для кино. Кинорынок насыщен абсолютно разной продукцией, и ошибочно думать, что национальная картина, какой бы талантливой она ни была, сможет достойно выступить в ряду прочих картин без предварительного исследования рынка. Нельзя просто создать картину. Ее должны смотреть. Кино не делается для трех человек, это массовый продукт, а уж коль скоро мы ставим перед собой амбициозные задачи создания национального кинематографа, мы обязаны знать рынок, своего зрителя и его предпочтения.

Конечно же, вышесказанное не означает, что кино не надо снимать. Надо. Необходимо. Нельзя сидеть и ждать каких-то подвижек со стороны частных инвесторов и уж тем более со стороны государства. Я убежден, что прямое финансирование государством кинематографа влияет на него губительно. Сокращается количество интересных тем, появляется большое количество кинокартин, снятых в угоду сиюминутных пропагандистских задач, и при этом никто не несет ответственности за качество созданных картин. Сняли, да и ладушки. Меж тем свободный рынок заставит продюсеров конкурировать, заставит искать идеи, темы, ресурсы и отвечать за качество созданных картин. А нынешняя система распределения средств среди ограниченного круга лиц привела к тому, что в России все меньше и меньше выходит удачных кинокартин, на которые с большим удовольствием ходит зритель.

Надо понимать, что национальный кинематограф будет мертв и далее, все потому, что мы даже не знаем, чего же хочет от нас наш зритель. Какие фильмы он хочет видеть? Какие темы его волнуют? На каком киноязыке мы должны с ним говорить? Но, что важнее всего, он будет мертв, если мы останемся на местечковом уровне и не сможем или не захотим пойти дальше, подняться на следующую ступень, начать культурную экспансию, а продолжим вариться в собственном соку и кивать на феномены национальных кинематографов некоторых регионов России. Нам надо просто делать хорошее кино с учетом всех современных реалий. И когда-нибудь национальный татарстанский кинематограф станет синонимом хорошего кино.

Lentainform

Загрузка...

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Хэерле коннэр режиссер эфэнде!Коннэрегезнен матур,тормышыгызнын ямьле,ил-куклэребезнен тыныч-аяз,эшлэрегезнен унышлы булуын телэп ямьле Ык буйларыннан Раушания хат юллый!Нэфис фильмнар,яхшы кинолар бик бик сирэк элбэттэ,мин узем элеккеге кинолар,яисэ аларга тартым фильмнар,мэхэббэт,наз,лэкин карарга оят булмаслык,телевизор артында гаилэ белэн жыелып карарлык,килэчэк буын очен горурланып курсэтеп,тэрбия темасына рэхэтлэнеп сойлэшерлек киноларга кызыгам.Мисал очег «Ялан аяклы кыз» фильмын алыр идем…Анда тормышнын ачысы-точесе,,берничэ буын тормышы тасвирлана,бик гыйбрэтле дэ,искиткеч матур да,,татар пртистлары белэн бик бизэкле ,Татар доньясы очен ин сыйфатлы, менэ дигэн фильм!!!!!♡♡♡♡♡.Гомерем буе театрга кызыгып яшэдем,сэхнэдэ жырлыйм элбэттэ,бу гына аз,театрда уземне тоясым,анын тормышы белэн бик яшисем килэ!Кинога да могезле кешелэр тошми,бэлки минем дэ матур исемем артистлар арасында янгырар эле дигэн омет белэн,сезгэ унышлар,ор-яна урлэр,янэдэн хэерле иртэлэр телэп яна артискагыз Раушания диеп укып утэрсез!!!!!)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ