Евгения Храмова. О конфликтах «знаний» и «незнаний»

Частное мнение высказывает конфликтолог Евгения Храмова

фото со страницы автора в Facebook
фото со страницы автора в Facebook

Сегодня мы с вами поговорим об экзаменах. Да-да, именно сегодня, в свете празднования Дня знаний. А когда же еще? В мае, когда от психоза будет некуда деваться ни ребенку ни вам? Нет, именно сейчас и в режиме «пока не началось». И со всеми родителями: и первоклашек, и второклашек, и третьеклашек, и всех остальных «клашек» тоже. Всем актуально.

Как часто слышишь: «Нас этими экзаменами чуть не с первого класса запугивать начали! А дальше «понеслось»: после пятого класса свой «ЕГЭ», после девятого свой, а после одиннадцатого так вообще «ужас-ужас»!» Так что, дорогие родители, о конфликтах вокруг экзаменов. То есть о конфликте родителя с ребенком, с педагогом и с самим собой.

«Снова в школу!» Для кого-то радостный возглас, для кого-то словно приговор громом с небес. Есть такое? Особенно с детьми мы это острее переживаем: сборы ручек, ластиков, тетрадок и сам поход на первосентябрьскую «линейку». Ведь после первосентябрьской актуальной зачастую становится измерительная линейка и не всегда в ее прямом назначении, а в «стимулирующем».

Сказать здесь можно только одно: процесс обучения – это совокупный труд родителя, ребенка и педагога. И не в том виде, в котором его часто реализуем мы – родители: не в сидении за уроками с чадом, и не в контроле его. Помним: «кнут» – малоэффективное «средство обучения». Высокоэффективное – интерес. Нет у ребенка интереса – не будет и результатов.

В первую очередь это должен понять родитель. Во вторую – объяснить ребенку. В третью – втолковать учителю вашу точку зрения на процесс стимулирования. Да, иногда нужно втолковать, но иногда просто нужно поставить в известность и сделать из учителя партнера, а не вояку на той стороне баррикады образования.

Почему важны ваши партнерские отношения с учителем? Все мы помним строки из школьных лет:

«Учитель, первый учитель!

Как наш путь не далёк,

В руках у вас будут нити

Наших первых дорог!»

Очень точно – «нити в руках» у первого учителя. И второго тоже, и третьего, а, самое главное, того, кто выступит нашим партнером в прививании интереса к учению у нашего чада. Очень часто такой учитель становится вторым родителем, ну, или третьим, если уж считать точно. Так вот, возвращаясь к нитям в руках третьего родителя: дальше как в песне «узелок завяжется, узелок развяжется».

Кто будет вязать узелки знаний? Именно педагог. У него одного из этой связки с учеником и родителем на это имеется достаточно знаний, умений, навыков, опыта и компетентности в целом. Только вот в партнерстве с вами он четко должен осознавать и понимать, что за развитие способностей, за невыученные уроки, за непрочитанные книги вашего ребенка только вы трое несете равно поделенную ответственность.

Еще раз: равно поделенную, а не переложенную на одного или двоих участников образовательного процесса. Это важно донести до партнера в процессе.

Это сложно, но вполне объяснимо. Родители класса, как и собственно сам класс, всегда будут делиться на группы по интересам. Это логично. Но в данной ситуации при всех различиях интересов цель у этих групп должна быть одна – наличие образованных детей. А значение слова «образованный» (то есть «человек с образованием») посмотрите хоть у Ушакова, хоть у Ожегова.

Иначе через определенное время получается: «Гонки за ЕГЭ», страшилки о ЕГЭ, натаскивание на ЕГЭ. А образование когда? Когда воспитательный процесс. Очень красиво названное в законе «услугой», образование совсем не подразумевает отмены воспитательного компонента. Образование – это обучение и воспитание.

Как быть? А экзамены? А «не сдадим»? Совет родителям: не впадайте в панику, экспрессию и эмоции. Не дайте впасть в панику чаду. Не дайте его «накрутить». Психологическая устойчивость – 90 % успеха. Всегда помните, что на любом экзамене есть шанс «срезаться» отличнику и «выплыть» троечнику.

Почему так бывает? «Спокойствие! Только спокойствие!» Прямо по Карлсону. Вас спокойных уже двое из троих, значит эффект на две трети обеспечен. А дальше по раскручивающейся спирали – заразите спокойствием коллег-родителей и педагогов. С педагогами будет проще.

Да-да, не улыбайтесь. Убедите педагога в его профессионализме, заверьте в своей лояльности и всесторонней поддержке, но только в рамках его компетенции. А именно: вашему ребенку нужен не репетитор (читай – дрессировщик), а Педагог. С прописной буквы. А педагог – это интерес ребенка, помноженный на компетенцию учителя и его спокойствие.

Спокойствие, а не панику перед предстоящими экзаменами и показателями его эффективности при подготовке учащихся к экзаменам. Итого: спокойствие, партнерство, интерес. Ко всему этому ведут ваша любовь и взаимопонимание с ребенком. Сложно? Конечно. Но это наши дети. А если не получается справиться самим, то всегда есть возможность обратиться к специалисту — специалист по решению конфликтов в помощь и вы знаете, где его искать.

Встретимся на портале Inkazan. Мы продолжим нашу конфликтную тему.

Lentainform

Загрузка...

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ