Послание президента Татарстана 2015 — год спустя. Часть VII: культурные бренды

В послании Госсовету РТ в 2015 году президент Татарстана Рустам Минниханов заявлял, что культурные бренды республики, произведения авторов еще недостаточно узнаваемы за ее пределами. Inkazan проследил за масштабными культурными проектами Татарстана, а также опросил экспертов о том, что такое «культурные бренды республики», о которых говорил Минниханов.

фото: prav.tatarstan.ru
фото: prav.tatarstan.ru

«Мы должны быть максимально интегрированы в мировое культурное пространство. Такие проекты, как «Жемчужины татарской музыки», следует реализовать в литературном творчестве и изобразительном искусстве» — говорил  в послании Госсовету РТ Минниханов. По словам президента республики, эта задача должна выполняться как учреждениями культуры, так и творческими союзами.

«Новые формы работы должны активизировать деятельность мемориальных комплексов и музеев Габдулы Тукая, Назиба Жиганова, Галии Кайбицкой, Хасана Туфана и других видных деятелей» — сказал Минниханов депутатам Госсовета республики.

Один из светочей культуры в Татарстане — телеканал ТНВ «Новый век». В сентябре 2014 года бывший продюсер телеканала Миляуша Айтуганова представила на фестивале мусульманского кино трехчасовой фильм «Ак чэчэклэр» («Белые цветы»). Это экранизация популярнейшего романа советского писателя Абдурахмана Абсалямова. В нем рассказывается о любви двух сердец в декорациях казанской больницы. Сериал был анонсирован, как ключевая премьера сезона.

«Белые цветы» было решено сделать десятисерийным сериалом и показать его на ТНВ. Показ начался 9 ноября. Однако рейтинги «Белых цветов» были очень низкими.

По данным издания «Бизнес online», «Белые цветы» сняты на средства госпрограммы по поддержке языков народов Татарстана. Съемки обошлись в шесть миллионов рублей.  Согласно годовой отчетности ТНВ за 2014 год, канал получил заказ на сумму 344 миллиона рублей от «Татмедиа» и еще 100 миллионов рублей в виде господдержки.

Другой проект, призванный поднять татарскую эстраду на новый уровень — фестиваль песни «Узгэреш Жиле» («Ветер Перемен»). Он будет реализован как два спектакля из 24 песен. Музыкальным руководителем постановки стал трубач Вадим Эйленкриг, оформителем сцены — театральный и концертный художник Виктор Герасименко.

С весны 2015 года для участия проекта были отобраны вокалисты. С ними занимаются московские педагоги по вокалу Алексей и Ксения Коробковы.

Каждый из исполнителей продемонстрирует вокальные дарования без компьютерной обработки голоса. Песни будут исполняться на татарском языке под аккомпанемент симфо-джазового оркестра.

Проект настолько важен для Татарстана, что о нем высказался сам Минниханов. «Ветер перемен» – это моя идея попытаться что-то изменить. Я попросил наш оперный театр возглавить это дело, найти специалистов. Это попытка что-то изменить. Я ничего плохого не хочу сказать. Наши артисты не виноваты, это наша вина. Мы должны поставить уровень не ниже российского. И для этого нужно создать условия. Я думаю, что в любом случае мы в этом направлении должны двигаться», — сказал Минниханов на встрече с редакторами СМИ 29 августа нынешнего года.

Фестиваль стартует 5 ноября на сцене ТАГТОиБ им.М.Джалиля. Татарские исполнители также выступят 4 декабря в Москве, на сцене государственного кремлевского дворца. Неизвестно, выйдет ли проект за пределы России.

Не готовы пока принять посетителей некоторые музеи, посвященные поэтам и писателям. Например, в музее Габдуллы Тукая сейчас идет ремонт. Тендер на его реконструкцию был объявлен 5 сентября. Однако в тех, что открыты экспозиции пополнили новые экспонаты, например, в доме-музее Хасана Туфана.

В 2015 году президент России Владимир Путин инициировал программу поддержки национальной литературы народов РФ. Она создана для популяризации национальных авторов за пределами их регионов проживания. В августе 2016 года Госсовет РТ отобрал пять современных авторов, отрывки из произведений которых войдут в антологию. Эти книги должны появиться в библиотеках страны только через год.

На сегодняшний день остается неясным, готовы ли современные культурные продукты Татарстана стать «брендами республики». Любой татарстанец сходу назовет в качестве брендов лишь Мусу Джалиля и Габдуллу Тукая.

«Бренд — это не просто имя или какая-то торговая марка. На самом деле, это — легенда. И у нас есть такие легенды. Если обратиться к литературе — это Габдулла Тукай или Муса Джалиль, Абдулла Алиш. Лично мне больше ничего на ум не приходит», — заявил Inkazan продюсер Тимур Садыков.

Он напомнил, что татары – это второй по численности этнос России, представители которого расселились далеко за пределы РТ. И большинство из них, как минимум, знакомы с фигурами двух знаменитых татарских поэтому, в особенности, героя войны Джалиля, считает Садыков.

«Рудольфа Нуриева и Софью Губайдуллину знает весь мир. Нас больше всего знают в Европе, в восточных мусульманских странах, особенно в Турции. Мы больше как-то с ними связаны. До западных стран мы еще не дошли, не доехали, не успели», — заявил в беседе с Inkazan глава комитета по культуре, образованию и нацвопросам Госсовета РТ Разиль Валеев.

По мнению Валеева, региональной культуре нужна всесторонняя поддержка. «Поддержкой татарской культуры нужно заниматься на государственном и республиканском уровне, в том числе, поддержкой татарстанской литературы в России и за рубежом», — сказал он.

Lentainform

Загрузка...

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ