Этнографический
музей
КФУ

Блог INkazan
Этнографический музей Казанского государственного университета - одно из самых крупных учебно-вспомогательных учреждений в России. В музее собрано около 5000 предметов со всего мира. Корреспондент Inkazan побывал в его стенах и узнал самые любопытные факты из истории заведения.
Человеческая цивилизация зародилась десятки тысяч лет назад. На протяжении всего этого времени возникали и разрушались города, возвышались и уходили в небытие целые народы. Люди на разных концах Земли становились все более непохожими друг на друга. Неповторимое разнообразие и самобытность людей со всего света отражается в их быте и нравах, в традициях и обрядах. Разобраться во всем многообразии народов и их образе жизни помогает наука этнография.
История Этнографического музея КФУ:
Этнографический музей Казанского университета был создан в 1815 г. как...
кабинет редкостей, где хранились различные старинные вещи бытового содержания, что сразу придало музею этнографическую направленность. В течение первой половины XIX в. он наполнился многочисленными коллекциями, привезенными учеными из поездок по Тихому океану, Монголии, Тибету, Китаю. В связи с переводом Восточного разряда (факультета) в Петербург, этнографические коллекции были переданы кафедре русской истории, при которой был создан музей Отечествоведения. В этот период музей пополнился этнографическими коллекциями по культуре народов России (Сибирь, Поволжье).

В 1878 г. в Казанском университете создается Общество археологии, истории и этнографии (ОАИЭ) . При нем на основе музея Отечествоведения был создан собственно этнографический музей.

В 1888 г. в университете была образована кафедра географии и этнографии, которая для учебных целей приобрела из музея Умляуфа коллекции предметов быта многих народов мира. На сегодняшний момент они являются основой всех экспозиций.

В 1913 г. профессор Б.Ф.Адлер объединил все ранее существующие разрозненные музеи в один этнографический музей, как крупное научное и учебно-воспитательное учреждение. В течение XX в. музей пополнялся коллекциями по истории, культуре и быту народов Поволжья, Тувы и Вьетнама

Самым тяжелым временем для музея стал период становления Советской власти. С конца 20 - х и до начала 40 - х годов ХХ века этнография находилась под запретом. Кафедра этнографии была закрыта, а всяческие исследования прекратились. Множество этнографов было репрессировано, в частности и профессор Бруно Фридрихович Адлер – основатель казанской этнографической школы.
Этнография тесно связана с национальной политикой, что противоречило формировавшейся в те годы советской идеалогией. За обозначенные 20 лет было утеряно, похищено и повреждено около 20% экспонатов .
В 40 - е годы работа кафедры и музея возобновляется, активное участие в этом принимают ученики Адлера.
В коллекции музея есть более 15 ритуальных масок, ранее принадлежавших различным африканским тайным сообществам, существовавшим на протяжении всего 20-го века. Эти сообщества были как исключительно мужскими, так и исключительно женскими. Африканские тайные общества выполняли несколько ролей: воспитательную, религиозную и даже полицейскую.
Перуанская мумия и голова татарской женщины
Как пополнялась коллекция музея?
Созданный в 1815 году как кабинет редкостей, музей на протяжении первой половины XIX века наполнялся многочисленными коллекциями, привезенными учеными из поездок по Тихому океану, Монголии, Тибету и Китаю. В конце XIX - начале 20 века в мире существовал очень большой институт посредников, которые занимались куплей-продажей различных исторических ценностей, и музей активно сотрудничал с ними.В 1884 г. в Казанском университете была создана кафедра географии и этнографии, которая стала приобретать из музея Умляуфа в Гамбурге коллекции оружия и предметов быта многих народов мира, в том числе, коллекции из Океании, Австралии, Северной и Южной Америки.
Как маркетинговый ход музея Умляуфа помог Этнографическому музею Казанского университета
Вместе с предметами быта Этнографическому музею был безвозмездно отправлен бюст воина племени Ботакуты (справа). В Германии предложили приобрести и другие антропологические бюсты и манекены, но уже за плату. Руководство музея Казанского университета высоко оценило качество изготовления и антропологическую достоверность бюста, поэтому было принято решение приобрести в Германии целую коллекцию подобных экспонатов. Первыми были приобретены манекены с полным одеянием негра и негритянки из юго-восточной Африки, вождя племени Маори из Новой Зеландии, индейца племени Сиу и множество других. Несовершенство методов связи затрудняло ведение диалога с музеем Умляуфа в Гамбурге, поэтому выбор, заказ и доставка моделей затягивались на очень долгий срок. В начале двадцатого века Казанский университет заказал для музея манекены народов Поволжья. Так в экспозиции появились фигуры марийцев, удмуртов и чувашей. К сожалению, фигуры татар и русских поступили в музей не в полной комплектации - виной тому стала Первая мировая война. Случилось так, что вместо четырех манекенов ( две пары "мужчина-женщина") было получено только две женские фигуры. При этом фигура татарской женщины представлена только головой и не имеет туловища. На сегодняшний день уникальные для России антропологические манекены, приобретенные в музее Умляуфа, являются одними из главных экспонатов заведения. Подобные фигуры есть только в некоторых классических университетах Европы.

Наряду с антропологическими манекенами, одним из самых интересных экспонатов музея является мумия перуанской девочки, которая прекрасно сохранилась до наших дней. Точный возраст мумии неизвестен, так как она еще не подвергалась углеродному анализу. Приблизительный интервал времени мумификации девочки очень большой - от 500 до 2500 лет назад.
Помимо мумии из Перу, в этнографическом музее до революции была обширная египетская коллекция, которая на сегодншний день хранится в Национальном музее РТ
Фигуры, представленные в музее:
На сегодняшний день специфика музея, как и прежде, заключается в том, чтобы иллюстрировать учебный процесс и сопровождать научный. Посетить музей может любой желающий, предварительно позвонив из холла здания КФУ. Как и в XIX-м веке, рядом с экспонатами нет табличек с информацией - такова специфика заведения. Немногочисленным посетителям, которые приходят посмотреть экспозицию, выдаются специальные путеводители.