Татарский театр оперы и балета:

Взгляд из закулисья

Блог INkazan
Татарский академический государственный театр оперы и балета имени Мусы Джалиля — один из крупнейших театров России. Корреспондент Inkazan заглянул за кулисы и увидел жизнь театра изнутри.
Первое деревянное здание театра было построено в 1803 году. Однако, пожар 1842 года уничтожил почти весь город, включая и здание театра. В 1845 году началась закладка первого каменного здания театра. Новое красное кирпичное здание стояло на месте нынешнего сквера на Площади Свободы, который в то время был Театральной площадью.

Но почти через 30 лет в театре снова произошел пожар - в ночь на 4 декабря 1874 года здание театра сгорело.Помещение театра вновь было востановлено и окончательно сгорело лишь в 1919 году. Возведение здания, которое мы и сегодня видим на площади Свободы, началось в 1936 году по проекту московского архитектора Скворцова.
В дальнейшем казанский архитектор Исмагил Гайнутдинов внес в проект коррективы. В связи с начавшейся Великой Отечественной войной строительство нового большого здания театра затянулось на 20 лет и было завершено с использованием труда немецких военнопленных только к середине 1950-х годов. 28 сентября 1956 года новое здание театра на площади Свободы было торжественно открыто оперой Н. Жиганова «Алтынчеч». В этом же году театру было присвоено имя Героя Советского Союза Мусы Джалиля. До войны известный татарский поэт, погибший в фашистской неволе, заведовал в театре литературной частью.

10 февраля 1941 года в связи с организацией при Татарском государственном оперном театре балетного коллектива Совет Народных Комиссаров Татарской АССР принял постановление об изменении названия театра. Он стал называться театр оперы и балета.


На сегодняшний день по экономическим показателям Татарский театр оперы и балета имени Мусы Джалиля занимает в России третье место, уступая Большому театру в Москве и Мариинскму в Санкт - Петербурге. Зрительный зал в театра оперы и балета рассчитан на 995 мест. Роскошь и великолепие зала производят впечатление - четырехъярусная ложа украшена затейливыми позолоченными вензелями и алыми портьерами. Дерево и красное сукно - кресла в зале выглядят точно также, как и в 19-м веке. Своды потолка украшает многоярусная люстра из чешского хрусталя, выполненная в классическом стиле.



По другую сторону сцены:
Что происходит в кулуарах театра?
Театр - это не просто зал с сценой и креслами, как на первый взгляд может показаться неискушенному зрителю. Театр - это огромный живой организм, в котором сотни людей трудятся над тем, чтобы воплотить на сцене произведения великих музыкантов и писателей. В работе театра важен каждый сотрудник. Работники сцены и гардероба, художники по костюмам и гримеры - все они и десятки других людей вносят свою лепту в создание великого таинства театрального представления.
Балконы и холл театра украшены мраморной резьбой и утонченными рельефами.
Великолепие интерьеров впечатляет всех, кто посещает оперный театр.
Но в помещениях, недоступных глазам простых гостей, царит совсем иная атмосфера:
Высокие лестничные пролеты, таинственные темные коридоры и галереи - все это создает неповторимую торжественную атмосферу загадочности и волшебства.
Одним из самых и трудоемких процессов в подготовке оперной постановки является создание так называемых "задников" - огромных фоновых картин, служащих элементом декорации сцены. На работу с подобным полотном уходит около одного месяца. И это при условии, что трудится будет не менее 8 художников! Вес готовой работы достигает ста килограмм. "Задники" серьезно страдают во время выезда труппы на гастроли, поэтому полотно после каждого гастрольного выезда подвергается реставрации. На реставрацию фоновой картины уходит около одной недели сплоченной работы команды художников.
Театральная живопись кардинально отличается от станковой. Краски и техника, применимые для станковой живописи, совершенно не пригодны в театральном изобразительном искусстве. Для "задника"очень важны тени и игра света, а также создание эффекта объемного изображения. Все это достигается использованием анилиновой, а не клеевой краски и применением техники аппликации. Анилиновая краска имеет свойство поглощать свет, в то время как клеевые краски отражают его. В основе полотна лежит бязевый холст, а для апликаций используются самые разные материалы - от полиэтилена до парчи.
Отдельным искусством является создание декораций и реквизита для постановок. Самые разнообразные подручные материалы в руках художников-декораторов и специалистов по реквизиту превращаются в сияющие знамена, грозные пушки и драгоценные кубки.