Жанна Мельникова. О татарской эстраде

Частное мнение высказывает завлит Театра оперы и балета им. М.Джалиля Жанна Мельникова.

Жанна Мельникова
Жанна Мельникова

О татарской популярной музыке мне сказать почти нечего, так как этот пласт культуры как-то всегда оставался вне моего поля зрения. Доходило до забавного: однажды ко мне обратились коллеги из Москвы, они «продавали» концерт звезд татарской эстрады, потребовалась какая-то информация. Я взглянула на афишу — и была в недоумении: 90% имен я услышала абсолютно впервые, хотя, порывшись в интернете, убедилась, что это довольно известные артисты.

Впрочем, сказала я себе, если я не вхожу в целевую аудиторию данной индустрии, это не означает, что ее не существует. Нынешний год дал возможность в этом убедиться.

Началось все с того, что моя подруга (совершенно фантастическая девушка) принесла мне диск с записью песен коллектива Oscar&c7c5 с просьбой послушать и оценить.

«Жизель, милая, я ведь владею татарским языком на минимальном уровне, думаешь, пойму?» — удивилась я. А потом села в машину, поставила диск — и через час уже начала подпевать «Нинди рэхээт!» (да-да, на татарском).

Oscar&c7c5 — это рок-группа, исполняющая авторские песни,  по стилю где-то напоминает Земфиру, где-то Queen. Хоть я и не поняла всех текстов («считывала» месседж больше по ощущениям), но в целом стиль и подача — аранжировки, драматургия песен, настроение — очень подкупили.

Еще большим открытием для меня стал фестиваль татарской песни «Узгэреш жиле», прошедший в начале ноября в Казани. По ряду обстоятельств я не участвовала в подготовке проекта (хотя одним из соорганизаторов выступал Татарский театр оперы и балета имени Мусы Джалиля), поэтому пришла на один из концертов просто как зритель. Признаюсь: несмотря на удачный опыт с С7c5, по отношению к татарской эстраде у меня все же оставался некоторый скепсис, обусловленный эпизодами просмотра не самых удачных клипов на телеканале «Майдан».

Но то, что я увидела, превзошло все ожидания! Первоклассное шоу с живым звуком, никаких фонограмм — большой симфоджазовый оркестр на сцене (дирижер — Станислав Курбацкий), стильные аранжировки (художественный руководитель проекта — талантливый трубач Вадим Эйленкриг), сильные молодые голоса… Для каждого номера нашли свою манеру подачи, свою «историю» (режиссер Юрий Александров составил удачный тандем с хореографами театра «Дорога из города»), свое оформление (декорации Виктора Герасименко в виде огромного цветка трансформировались, для каждой песни было придумано оригинальное световое и цветовое решение).

Неслучайно «Узгэреш жиле» уже окрестили «татарским Евровидением» — по формату и вправду очень напоминает. Каждый номер, что называется, сделан, продуман, встроен в общую линию. Среди самых ярких впечатлений —  Илюса Хузина с танго «Котем сине» (потрясающе стильный образ, напоминающий Дейзи из «Великого Гэтсби», вкупе с антуражем номера на три минуты погрузили в «эпоху джаза» 1920-30-х гг.), Язиля Мухаметова и баянист Айдар Гайнуллин с песней «Умырзая» (сделано очень лаконично, но в кульминации пробирает до мурашек — такой соул а-ля Уитни Хьюстон, но с татарским колоритом), зажигательная Румия Ниязова с песней «Утыр эле яннарыма» (отличное хореографическое решение композиции), прекрасная Алина Шарипжанова с номером «Гульджамал» — ее вводящие в транс безразмерные архаичные распевы словно приоткрыли портал в прошлое, в события тысячелетней давности…  И таких  ярких моментов — множество; происходящее так захватило меня, что, казалось, я вдохнула с началом действа и выдохнула лишь в конце.

А знаете, что стало главным итогом «Узгэреш жиле» лично для меня? То, что по окончании концерта мне, русскоговорящей девушке с классическим музыкальным образованием, воспитанной в традициях снисходительного отношения к «попсе», захотелось заново послушать эти песни! «Покрутить» диск в машине, запомнить, напеть… Может быть, организаторы фестиваля преследовали иные цели, но мне кажется, что это — важный показатель.

Lentainform

Загрузка...

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ