«Вы готовите то, что умеете делать»: Минниханов раскритиковал систему подготовки кадров

Глава РТ Рустам Минниханов предложил привязать систему подготовки специалистов в вузах и средне-специальных заведениях к фактическим потребностям предприятий. Нынешняя система оторвана от реальности, считает он.

фото: prav.tatarstan.ru
фото: prav.tatarstan.ru

Заседание экономического совета при кабмине вчера началось и закончилось обсуждением системы подготовки специалистов для промышленности. Ею недоволен глава РТ Рустам Минниханов — система оторвана от реальных экономических потребностей и не учитывает спрос предприятий на работников.

Самые одаренные школьники едут учиться в Москву или Санкт-Петербург, и, как правило, строят карьеру там, а работодатели в Татарстане лишены возможности следить за их судьбой, упрекал подчиненных Минниханов: «Они могут уезжать, но их надо как-то вернуть. Мы должны знать, куда он едет, как мы можем его закрепить».

Однако главным образом Минниханова не устраивает, что вузы и средне-специальные заведения готовят выпускников, не прислушиваясь к их потенциальным работодателям, а значит, зря. В республике уже есть переизбыток специалистов-гуманитариев и диспропорция в среднем образовании, сказал он.

«Кардинальных изменений требует система формирования контрольных цифр при приеме в вузы. Должна учитываться не мощность образовательной организации, а потребность предприятий», — предложил глава РТ.

Переломным стало выступление генерального директора КМПО Дамира Каримуллина. «Свой доклад хотел бы построить именно на теме качественной подготовки кадров на сегодняшний день. Больше уже волнует эта тема, нежели количественный подход», — сказал он.

Топ-менеджер пожаловался на некомпетентность выпускников. По его словам, около 70% соискателей, приходящих на КМПО, профнепригодны, из-за чего заводу приходится заниматься их дообучением на базе собственного образовательного цента.

Заседание закончилось двадцатиминутной критической тирадой Минниханова, адресованной главам минобразования и минтруда РТ. «Вы готовите то, что умеете делать. Кому это нужно?» — спрашивал Минниханов.

Проблема, о которой говорил Миннаханов, на федеральном уровне обсуждается давно, но решать ее радикально, привязывая подготовку специалистов исключительно к фактической потребности предприятий, до сих пор никто не собирался. Кто-то сомневался в возможности достоверно спрогнозировать спрос кадры на долгосрочный период, другие советовали стимулировать не вузы, а систему обучения на предприятиях.

Работу по специальности в Татарстане получают не все выпускники, что действительно может говорить о разнице спроса и предложения на специалистов. По данным портала Superjob.ru, в 2013 году процент трудоустройства по профилю среди выпускников КФУ составлял от 5 до 63% в зависимости от факультета, в КНИТУ им. Туполева — от 20 до 59%.

Но само по себе обучение на предприятиях — не новая и не исключительная практика. Более того, предприятия нередко сами заинтересованы в обучении сотрудников, писали проректор НИУ ВШЭ Сергей Рощин и научный сотрудник Лаборатории исследований рынка труда Павел Травкин в статье о дополнительном профобразовании. В США традиционные образовательные институты дают около 60-70% от общего объема обучения, в странах Европы — от 80 до 90%.

Особенно это распространено в инновационных компаниях. «Часто спрос на такие кадры непросто удовлетворить на внешнем рынке труда, поэтому инновационные фирмы имеют стимул активно вкладываться в развитие своих сотрудников», — отмечали эксперты.

 

Lentainform

Загрузка...

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ