Ринат Билалов. О бизнес-планктоне

Частное мнение высказывает заместитель генерального директора по информационной политике АО «Татспиртпром» Ринат Билалов. 

Ринат Билалов

Недавно довелось наблюдать историю создания и краха одного бизнеса. Дело было небольшое, владелец мало кому известен. Но сама по себе история, на мой взгляд, показательна и характерна для нынешнего времени.

Недалеко от моего дома открылся продуктовый магазин. Площадь торгового зала была скромная, квадратов сто от силы. Но там было все: свежие продукты, очень хорошая выпечка собственного производства, товары первой необходимости. Магазин был семейный – было видно, что все дела, начиная от приема товаров и работы за кассой, и заканчивая мытьем полов, ведет уже не очень молодая пара, их дочери и еще какие-то родственники. Все было очень достойно. Покупатели потянулись, через некоторое время в магазине многих из них знали не только в лицо, но и по имени – такой был индивидуальный подход.

Было впечатление, что дела у семейства пошли, и началась небольшая история успеха.

Но через несколько месяцев в магазине из-за воровства исчезла система самообслуживания, торговля пошла через прилавок. Потом стал сокращаться ассортимент. С каждым днем было все заметнее, что дела ухудшаются, хотя персонал старался держать марку. А через год магазинчик закрылся. Некоторое время помещение пустовало, потом в нем появился очередной безликий магазин известной федеральной сети.

Вроде бы таковы закон рынка: киты поглощают планктон. Правда, непонятно, почему в Турции на каждом шагу примостились «баккалы» в три квадратных метра, почему в Италии множество мелких лавок с хозяевами, лично опускающими ролль-ставни на время сиесты? У нас же этот вид бизнеса в крупных городах практически умер.

Мы уже лет тридцать говорим про средний класс, мелкого и среднего собственника, но почему-то, несмотря на все эти разговоры, у нас водятся в основном киты, а планктон выживает в очень редких случаях. Да что планктон, даже средняя рыба чувствует себя неважно. У нас всегда крайности: либо гигантская сеть, либо замызганный ларек с пивом и сигаретами.

То семейство, где оно теперь? Чем они занимаются? Рискнули открыть другой магазин? Или раздали долги и нанялись куда-то? Судя по их возрасту и складу, сомневаюсь, что они, например, сидят сейчас в коворкинге, изобретая стартапы.

Спору нет, большая сеть – это хорошо. Там все расписано в куче бумаг: стандарты, бизнес-процессы. Цены за счет объемов вроде бы должны быть ниже. Наконец, когда заходишь в сетевой магазин, изначально ясно представляешь, что от него ждать в плане цен и ассортимента. Вопрос только в том, что в лицо там вас знать никто не хочет, и какие товары вы обычно покупаете, никому не интересно. Это не входит в должностные обязанности.

 

Lentainform

Загрузка...

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ