Анатомический театр
«Это место, где смерть охотно помогает жизни»


«Это место, где смерть охотно помогает жизни», – гласит надпись на фасаде Казанского анатомического театра. Именно здесь студенты Казанского государственного медицинского университета изучают анатомию и познают все тонкости работы человеческого тела. Корреспондент Inkazan посетил уникальный музей кафедры нормальной анатомии КГМУ.

БЛОГ INKAZAN
Музей кафедры нормальной анатомии КГМУ располагается в единственном в мире действующем Анатомическом театре. Кафедра является одной из первых шести кафедр Императорского Казанского университета (1804 г.)
С этого момента на кафедре начали появляться различные коллекции: тератологическая - уродцы (1806 г.), препараты голландского анатома Рюиша (1837 г.), препараты французской фирмы Tramond, Paris (XIX в.), мумии (XIX в.), коллекция скелетов (XIX в.)

Здание анатомического театра представляет собой четырехугольник с восемью ионическими колоннами, по центру располагается двухцветная ротонда. На втором этаже установлена красивая колоннада со стильной решеткой, которая замыкает их высоким куполом.
На сегодняшний день в музее демонстрируются шесть разделов, рассказывающих о строении человека от зачатия до смерти. Среди экспонатов в музее представлены человеческие органы в деталях. Посетители музея имеют возможность воочию узнать устройство человека.

Коллекция черепов и скелетов
В музее среди экспонатов представлены мумии 16-го в. и уникальная антропологическая коллекция скелетов и черепов.Среди экспонатов есть скелеты разбойников Дмитрия Быкова и Севастьяна Чайкина. В 19-м веке они являлись самыми жестокими преступниками своего времени, поэтому и наказание для них стало суровым. Их казнили под ударами шпицрутенов. После чего их трупы были доставлены в Анатомический театр, где и сделали из них скелеты. На музейных стеллажах хранятся уникальные книги и учебники по медицине начала 19-го века, а так же труды российских ученых-медиков А.В. Вишневского, Н.В. Терновского и Н.С. Сысака.


Первых законсервированных «уродцев», как известно, в Россию привез Петр I. То были препараты голландского врача и анатома Рюиша – плавающие в загадочном растворе уродцы. Они и стали началом Кунсткамеры. Шло время, а они не портились, не гнили. Стало ясно, что дело в консервирующем растворе, секрет которого Рюиш так и не раскрыл. По легенде, Рюиш был большим эстетом, и забальзамированных детей одевал в детские одежды и укладывал в постель. Увидев спящего ребенка, Петр I не удержался и поцеловал его.

По крупицам коллекции препаратов для музея собирались сотрудниками кафедры начиная с основания университета. Некоторые преподаватели завещали отдать после своей смерти свои тела на благо науки - так в музее появились скелеты преподавателя-консультанта по иностранным языкам И.К. Риттих и приват-доцента кафедры анатомии К.М. Яхонтова.
Органично вписалась в интерьер кафедры и созданная по замыслу А.Г. Короткова картина «Зарождение современной анатомии», на которой представлены связанные единой композицией учёные: от Гиппократа до В.Н. Тонкова.