Заместитель министра образования и науки Республики Татарстан Сулима Лариса Олеговна:
«Общественные интересы выше личных — мне это привили с детства.»
— Перечислите в хронологическом порядке этапы вашей жизни.
— Первый существенный — это школа, которую я всегда вспоминаю с большой любовью. Вся та основа, которую я сейчас имею, все качества, которые помогли мне состояться как человеку профессиональному, — они были заложены именно в школе. Я прекрасно училась, занималась спортом, общественной работой, прошла путь от командира «Звездочки» до комсорга. И воспитание на принципе «общественные интересы выше личных» — это все мне дала школа.

— Далее большой период жизни — это Казанский университет, исторический факультет. Там я провела не пять лет, как все, а девять, с учетом защиты кандидатской диссертации.

— Следующий этап — это моя профессиональная работа, это институт. Я 15 лет проработала в Институте экономики, управления и права, причем 12 лет была проректором по воспитательной работе. Это самые золотые мои годы, поскольку после окончания университета я пришла как молодой специалист, и буквально в течение года меня назначили проректором по воспитательной работе. Там я смогла реализовать все свои задумки, чтобы сделать жизнь студентов в новом, молодом вузе насыщенной, яркой, вложить их в студенческие традиции. Они до сих пор существуют, и мне это очень приятно.

— Следующий период — это четыре года работы в дирекции «Казань 2013». Подарок судьбы, что я попала в команду Владимира Леонова, была его заместителем. Отвечала за самое значимое, наверное, направление — это человеческий ресурс, поскольку руководила департаментом кадровой политики. Это бесценный опыт, и большое счастье, что я отношусь к категории людей, которые писали современную историю вместе с большой командой под названием «Казань 2013».

— Ну и наконец следующий этап — это сегодня: Министерство образования и науки Республики Татарстан. Это новая для меня работа. Я никогда не была чиновником, но третий год я работаю, и здесь мне тоже доверили очень важное направление. Это воспитательная работа, дополнительное образование детей, опека, это дети, которые сегодня обделены вниманием, воспитываются в детских домах. Это направление мне тоже очень нравится, но здесь непочатый край работы. Поэтому все лучшее, я думаю, еще впереди.
— Можете назвать этапы развития и становления вашего дела?
— Я не бизнесвуман, я себя считаю в первую очередь педагогом, потому что играла в учителя с детства, как только пошла в первый класс. Наверное, примерном для меня была моя первая учительница. Как только я научилась писать и читать, я стала учить этому свои игрушки. Мне очень нравилось проверять тетрадки, повторять слова учителя. Я даже тем же тоном отчитывала свои игрушки, которые выполняли роль неуспешных учеников; хороших учеников хвалила.

— Так случилось, что после окончания школы я поступила на исторический факультет. По специальности я преподаватель истории, и после окончания вуза тоже занималась педагогической деятельностью. И сегодня я продолжаю работать в вузе. Уже 20 лет работаю, хотя сейчас как государственный служащий совмещаю, в нерабочее время. И все равно продолжаю читать лекции студентам. Чему сама научилась, я с радостью делюсь со своими студентами. Педагогическая деятельность приносит мне самое большое удовлетворение.
— Второе дело — сегодня я менеджер в сфере управления воспитательной работы. Пройдя
путь от управления воспитательной работой в конкретном вузе, я много лет возглавляю
совет по воспитательной работе в Республике Татарстан, то есть так или иначе
координирую эту работу, в том числе в высших учебных заведениях. Но сейчас моя работа
— это дети, школьники. И задача — это создание той культурно-образовательной среды,
которая позволит каждому ребенку в нашей республике реализоваться и быть личностью с
большой буквы. Это нелегкая задача. Здесь не сразу и не сегодня можно измерить все
конкретными результатами. Но мы стараемся.
— Работа министерства — это где-то новые проекты, где-то немного модернизируем. Поэтому мое призвание — служить системе образования. Педагоги — самые богатые люди. Они богаты модным сегодня словом «человеческий капитал». Ведь именно мы этот капитал формируем.
— Дело, которым вы занимаетесь, можно считать делом вашей жизни? И чем был обусловлен его выбор?
— Думаю, что да. Я много раз задавала себе вопрос: а надо ли мне это? Ведь зарплата здесь намного меньше, ты сам себе не принадлежишь, мало видишься с семьей. Но я поняла, что это моя миссия, и если у меня это неплохо получается, то сегодня я должна приложить все свои силы, чтобы с командой людей, которые работают с детьми, сделать так, чтобы дети чувствовали себя востребованными.

— Дело я не выбирала. Энгель Навапович Фаттахов (министр образования и науки РТ — Inkazan) познакомился со мной после Универсиады. Он курировал проект подготовки волонтеров от правительства. И поскольку у нас этот проект был очень успешным, 19,9 тысячи человек работали на играх, он меня пригласил, я пришла в министерство, и с этим руководителем, лидером мы стараемся идти в ногу. Он реформатор, ему нужны конкретные осязаемые результаты и изменения. Сегодня мы вместе реализуем стратегию воспитания обучающихся Республики Татарстан, создаем новые образовательные площадки, способствуем созданию и развитию детских организаций, развиваем детское техническое творчество, художественно-эстетическое направление. Это такой необъятный пласт работы, где еще пахать и пахать. Самое главное — чтобы у нас были союзники, а союзники — это педагоги и, конечно же, родители.
— В чем заключается миссия вашего дела?
— В чем миссия? Я четко отдаю себе отчет, что сегодня работаю в органе исполнительной власти, где есть свои правила. Соответственно, миссия — проводить политику, которую проводит федеральное Министерство образования, выполнять все указы президента Российской Федерации, правительства Республики Татарстан, президента нашей республики, направленные на совершенствование образовательного процесса как в школе, так и в системе дополнительного образования.
— Как и что вдохновило вас на создание вашего дела? Когда и при каких обстоятельствах это было?
— Эти вопросы, наверное, адресованы бизнесвуман, а я работаю в настоящее время чиновником. Поэтому вдохновил на подвиги меня Энгель Навапович Фаттахов, который пригласил меня работать в свою команду. Он тот руководитель, за которым я четко следую. За три года у нас сложился хороший тандем с теми, с кем я работаю. У нас неплохая команда новаторов, людей одержимых, которым вместе работать интересно. Нам очень хочется в ближайшем будущем видеть результаты своего труда — осязаемые, измеряемые.

— Высочайший результат нашей деятельности будет, когда у нас все дети, в том числе находящиеся в трудной жизненной ситуации, дети из неблагополучных семей тоже будут иметь качественное доступное дополнительное образование, когда у нас не будет подростковой преступности, детского травматизма, когда наши дети будут любить свою родину, уважать старших.
— Кто ваша команда? Каких коллег в своем коллективе вы могли бы отметить, рассказать немного о них и о том, почему они с вами?
— Говорят, когда любой руководитель приходит, он меняет команду — приводит людей, с кем уже имеет опыт работы, кому он доверяет. Но я отношусь к типу руководителей, которые на голом месте могут собрать команду. Я пришла в состоявшийся коллектив, и вся команда, которая работала в Министерстве образования, полностью сохранена. Мы быстро нашли общий язык. У меня прекрасная команда. Единственно — возможно, я привнесла что-то новое с точки зрения корпоративной культуры, с точки зрения поддержки — мы все вопросы обсуждаем вместе. Ну и, конечно, все те коммуникации, которые у меня были на прошлой работе, помогают мне в нынешней. Это и партнерские отношения с министерствами и ведомствами, с которыми мы работали до прихода в министерство образования, и высшие учебные заведения, и связи с федеральным Министерством образования и Минспорта, и некоммерческими партнерами. Это дополнительные ресурсы, с которыми очень легко выстраиваются коммуникации.
— В то же время я очень люблю молодежь, без нее вообще жить не могу. У нас в коллективе баланс. Мы с Жанеттой Ваисовной Сорокиной, начальником отдела допобразования, люди зрелые. В то же время у нас много ребят молодых, которым нет еще и 30 лет. И это наш главный стратегический ресурс. Они мобильны, легки на подъем, ориентированы на карьерный рост. У меня очень хорошие подведомственные учреждения: Республиканский центр внешкольной работы, наш детский оздоровительный лагерь «Костер», Центр психологической помощи и коррекции «Росток». Конечно, у меня есть очень сложный отдел, отдел опеки и педагогической поддержки, который выполняет самую важную миссию — занимается профилактикой социального сиротства.
— Что является фундаментом успеха вашего дела? Какими принципами и приоритетами вы руководствуетесь в работе?
— Да я не могу сказать, что есть какой-то особенный успех. Успех любой женщины заключается в том, что у нее есть семья. Я, конечно, рада, что я женщина замужняя. Важно, чтобы у женщины были дети. Я мама в квадрате, мама двоих сыновей. Это главный успех — что я состоялась как женщина и как мама. Успех и в том, что каждый день я иду на работу с радостью, не из-под палки. Я понимаю, что я люблю людей и меня любят люди. Я пытаюсь влиять на какие-то изменения, и я вижу результаты этих изменений, вижу, что изменения воспринимаются. Я закончила университет, у меня есть семья, дом, все необходимые ценности, которые должен человек заработать к определенному времени. Я рада, что я живу, приношу пользу. Готова служить и дальше.
— Что касается приоритетов, они у меня в крови. Еще раз повторю, мне это привили с детства: общественные интересы выше личных. Я думаю, что где-то это мешает, в первую очередь моей семье. Я всегда работу, к сожалению, ставлю выше. Я понимаю, что не должна этого делать, но работа у меня на первом месте, а родные и близкие — они всегда «подождут».

— С этим принципом — к счастью или к сожалению — я продолжаю жить по сегодняшний день. В то же время я понимаю, что я очень богатый человек, потому что получаю большую отдачу от людей, с которыми я работаю, с которыми я знакома. Каждый раз, когда ты свою энергию отдаешь, помогаешь кому-либо что-то сделать, тебе это возвращается вдвойне, втройне. Даже теми же добрыми словами.
— Расскажите о последних трендах и тенденциях в вашей работе.
— Они фундаментальные. Основная база в любом государстве — это образование, и мы сегодня с нашей командой пытаемся эту систему совершенствовать, потому что дети изменились, нужны новые технологии, новый подход. Поэтому мы должны быть в тренде новых технологий. Все очень быстро меняется, и надо держать руку на пульсе, нельзя стоять на месте.
— С какими трудностями вам приходилось сталкиваться в период становления карьеры?
— Сейчас уже трудно сказать, что были какие-то сложности. Наверное, сложности были в привнесении инноваций и когда их тяжело воспринимали. Сегодня все муниципальные районы у нас являются пользователями социальных сетей. У нас есть корпоративные группы, не обязательно каждый раз привозить людей на совещания. Можно собрать людей через девайсы. Это новое, что было привнесено. Все эти управленческие решения я привнесла в Министерство образования. Это внедрять было сложнее всего, потому что все-таки здесь среда такая — люди взрослые, где-то, может быть, консерватизм присутствует. Но нужно уметь разговаривать на языке молодежи.
— Возникало ли желание оставить свое дело и поменять сферу занятости?
— Возникало. Первые полтора года работы в Министерстве образования были самыми сложными годами моей жизни, я не могла перестроиться. У меня было желание все бросить и вернуться на работу в конкретном вузе с конкретными студентами. Я очень люблю живую работу с конкретными людьми, с детьми. Но потом произошли перемены, и сейчас я себя чувствую очень комфортно, на своем месте. Хочу дать совет молодым: когда начинаешь какую-то деятельность, должен пройти процесс адаптации. Никогда не нужно сдаваться, ты должен доказать себе, что ты можешь. Я применила все эти принципы, потерпела и получила высокий уровень доверия от своего руководителя. Сейчас я могу сказать, что у меня есть высокий вотум доверия, что крылья расправлены, что я могу сама инициировать проекты.

— Я не могу быть все время в жестких рамках, мне надо придумывать, креативеть, и тогда все вообще легко получается. Не смогу работать там, где нет этого элемента творчества, хотя, казалось бы, творчество и государственная служба несовместимы. На самом деле это не так.
— Устраивает ли вас доход, который вы сейчас имеете? Хотели бы вы его увеличить?
— Во-первых, я пришла уже не маленькой девочкой: у меня есть квартира, есть семья — все, что нужно, у меня есть. Но, конечно, заработная плата оставляет желать лучшего, хотелось бы, чтобы она была гораздо выше. Потому что не очень приятно, когда заместитель министра получает зарплату на уровне школьного учителя. Это неправильно, нельзя управлять системой и получать зарплату ниже, чем директор школы или директор колледжа. Это демотивирует. Но я выхожу из ситуации тем, что совмещаю основную работу с педагогической деятельностью, я никогда ее не брошу. Это, во-первых, нахождение в профессии и это дополнительный заработок. Пока есть силы, будем служить, а дальше посмотрим. Но заработную плату чиновникам повышать нужно..
— К чему вы сейчас стремитесь? Какие сегодня планы на развитие, и что вам пока не удалось?
— Ни к чему не стремлюсь, просто живу. Чего не достигла — многого. Сыновей еще не вырастила, они школу еще не закончили, в вуз не поступили. Поэтому вся жизнь впереди.

© All Right Reserved. При копировании публикаций активная ссылка на сайт Inkazan.ru обязательна.
Made on
Tilda