Posted 1 октября 2016,, 06:45

Published 1 октября 2016,, 06:45

Modified 12 сентября 2022,, 03:53

Updated 12 сентября 2022,, 03:53

Евгения Храмова. О спортивных конфликтах

1 октября 2016, 06:45
Евгения Храмова. О спортивных конфликтах

Частное мнение высказывает конфликтолог Евгения Храмова

фото со страницы автора в Facebook

Помните из далекого детства: «Спорт – это школа мужества, силы, ловкости», чего то еще там школа и проверенный тренером школьный дневник на предмет наличия в нем негативных оценок. Есть плохие отметки? Вон с тренировки! Было? Помнится один одноклассник в хоккейную секцию ходил. Так распорядок у него был примерно следующий: подъем в пять утра, пешком до ледового стадиона (это около сорока минут – советское время, автобусы с 6.00), опоздал – в полной экипировке через бортик катка столько минут прыгаешь, на сколько опоздал, после тренировки в школу, из школы домой уроки делать, а к шести вечера опять на ледовый стадион. Какого допинга было еще надо? Шалопай был одноклассник каких свет ни видывал, а за хоккей держался разве что не зубами. Почему? Интерес поддерживался у ребят внутри института спорта. Да-да, спорт социальным институтом был, все функции социализации выполнял, а, следовательно и рекрутинг на высшем уровне осуществлялся. Цели были спортивные.

Цели и сейчас спортивные. Мотивация сменилась. Сменились механизмы финансирования. Только разве в финансировании дело, когда ребенка закутывали с рождения не только в заботу и ласку, но и в шубы-одеяла, что совсем не влекло его в лоно спорта? Сразу михалковское стихотворение «Про мимозу» вспоминается. Кто виноват? Родители. Родители – это те, которым: «Жалко!» Но разве только они? Нет.

Еще СМИ, рассказывающие то о разгульной внережимной загульной жизни спортсменов, то о заоблачных заработках их. Еще соответсвующие спортивные организации не бьющиеся за молодое поколение, а занимающиеся наймом готовых, профессиональных. Еще спортплощадки не в каждом дворе, еще секции отнюдь не бесплатные, еще «далеко возить на тренировки», еще «в школе отставать будет», еще… Ну, вот мы снова и вернулись к родителям.

Да, спорт – нелегкое занятие. Воля нужна. Прежде всего родительская. Мотивация. А какая мотивация, когда «из каждого утюга» про допинговые скандалы? Разве допинг – это проблема только спортивного мира? Это общесоциальная проблема. Конфликт на основе неравенства возможностей, потребностей и неэтичных действий. Об этом знать должен родитель, как первичный агент социализации, то есть как тот, кто отвечает за формирование норм и ценностей будущей личности. В данном случае имеющей отношение к спорту.

А с первичными агентами у нас нынче напряженно. Нет, большинство, конечно – это те, что «для общего развития» в бассейн, на единоборства и в фигурное катание ребенка приводят. Но есть категория «любящих безмерно». Да, именно так дословно – без меры. Вот приходишь в бассейн поплавать, к примеру, а там тренер с трехгодовалым ребенком в неглубоком бассейне «плавает», ребенок в истерике захлебывается слезами, все это на протяжение почти часа и плакать ребенок начал еще до «тренировки» в раздевалке с мамой. А мама просто «замечательная»: сначала она в раздевалке молча переодевает ребенка несмотря на его плач, потом почти час наблюдает за его «тренировкой» под его истерику, а потом ведет его в раздевалку, где жестко на словах дает ему понять, что будет еще и следующий раз, и еще не один.

Можно конечно это и как воспитание стойкости и воли к победе рассматривать, но на первый профессиональный взгляд лучше поработать с ребенком детскому специалисту, да и взрослому тоже, но уже с мамой.

Вот тебе и ощущения родительские о боях за здоровье ребенка в спорте один на один со спортом. А бои должны быть в спорте. Где должен быть правильный старт в спорт? Правильный ответ: в самом раннем детстве. Так же, как в музыке, танцах. В рисовании чуть позже лет на пять. И правильный старт – старт к здоровью, а не от него. К здоровью – значит без нервов: и вы, и ребенок спокойны и мотивированы. Мотивация у вас одна на всех, даже на тренера. Несмотря на все его уверения в том, что нужно вырабатывать спортивный характер, а жесткость в спорте – обычная практика достижения результатов, и все великие спортсмены прошли через это. В первую очередь все великие спортсмены прошли через мотивацию, без нее — грош цена насилию над сознанием и физическим состоянием ребенка. Понятно, что в этом трио «ребенок-родитель-тренер», последний – профессионал, но ребенок то ваш, так что и вам действовать только родительски профессионально. «Перегнуть палку» очень легко, грань перегиба почувствовать сложно. Где спортивный труд и достижения, а где насилие над желаниями и возможностями ребенка – решать только родителям. Но помните: какова ваша мотивация приобщения ребенка к спортивной жизни? Каковы ваши цели? Какого будущего вы хотите для вашего чада? Думайте. Советуйтесь. Всегда есть возможность обратиться к специалисту — специалист по решению конфликтов в помощь и вы знаете где его искать.

Встретимся на портале Inkazan. Мы продолжим нашу конфликтную тему.

"