Евгения Храмова. О конфликте жизненных траекторий

Евгения Храмова. О конфликте жизненных траекторий
Мнение

10 июня 2017, 14:19
Евгения Храмова
Частное мнение высказывает конфликтолог Евгения Храмова.

Кем я вижу себя? Нет, не сейчас, когда некий опыт самореализации имеется, когда кое-что и кое-как пошло, потянулось, поползло вверх. А кем я вижу себя с порога школьного выпускного? Нет, давайте договоримся сразу: об экзаменах, волнениях, аттестате – ни слова. Давайте даже не о мечте, а о реалистичном и немного нереальном видении будущего. О том, что ученые дяди и тети называют «жизненными траекториями». О том, на чем порою зиждется поколенческий конфликт выбора будущей профессии, будущих перспектив, и даже в чем-то судьбы. Поколенческий конфликт выбора жизненных траекторий. А попросту – спор (или не спор) о том, куда пойти учиться или работать.

Помните, как в детстве? «Я бы в повара пошел, пусть меня научат!» Зря вот, между прочим, смеетесь. Между этим самым прочим некоторая часть мальчишек и девчонок - выпускников думают именно так: «Зачем родители заставили меня учиться в вузе на дневном? Лучше бы в кулинарное училище пошла! И профессия в руках, и заработок неплохой! И никаких напрягов с учебой!» Да-да, они так о «без напрягов» и думают! Тихо-тихо, дорогие родители! Не нужно так возмущаться: «Мало ли чего они хотели бы!» Вы только меня до конца дочитайте пожалуйста. Нет, они совсем не многого хотят. Это обычные человеческие желания. Желания просто в возможности самостоятельно выбирать. Ну, уж, если по-тихому признаться, они же собственную судьбу выбирают, а не выбирая то, что вы им предлагаете (а порою и навязываете) – «не корову проигрывают». Но о семейной коммуникации и поколенческих «междусобойчиках» и не только мы говорили в предыдущих статьях. Сегодня чуть развернемся в теме.

С порога школьного выпускного не всем мальчишкам и девчонкам будущность видится в розово-голубом с привкусом карамельки. Многие ребятишки задают направление своей жизненной траектории весьма осознанно, здраво и уже по-взрослому. И ответ их на наш первоначальный вопрос вполне прост: «Я вижу себя личностью». Объясню: они самодостаточны, свободны в выборе и имеют собственное мнение. Это нынче дорогого стоит. Почему они таковы? Ответ: у них были прекрасные агенты первичной социализации. Все в совокупности. «Прекрасные» - не в плане опытные, квалифицированные, профессионалы, а в плане «в нужное время, в нужном месте, нужные слова». Это здорово. Хоть так ударение поставь, хоть сяк. И об этом мы говорили, помните?

А что делать тем, кто попал в ситуацию конфликта жизненных траекторий? Или наоборот, что делать тем родителям, которые видят, что их ребенок попал в такую ситуацию? Во втором случае все просто. Видишь, понял? Уже половина дела и пятьдесят процентов успеха. Вспоминай, что ты ребенку не ментор, и уж, упаси бог, не воспитатель. Ты – агент. И техники воздействия должны быть агентские. Ни в коем случае не давление и не «обработка» сознания ребенка под собственные стандарты. Работай не над ребенком, а над собой. Становись проводником, а не морковкой у морды стимулируемого осла. Не нравится сравнение с ушастым героем древней притчи? Так и не уподобляйся! Работа над собой и активный коммуникационный процесс – залог успеха. Как говорится: «Одна голова хорошо, а две лучше!» - вместе с ребенком вы выработаете стратегию по нахождению жизненной траектории. Но вместе.

В первом же случае есть три пути. Во-первых, устраниться от конфликта. Этот путь самый распространенный, его выбирает большинство выпускников, которым родители усердно твердят на протяжение нескольких лет до окончания школы про значимость высшего образования. Ну, высшее образование, ну и что? А на заводах требуются слесари с зарплатой несколько выше, чем у «менеджеров зала» с высшим образованием без которого «на работу сейчас нигде не берут». А вы, между прочим, устраняетесь от конфликта и идете по пути наименьшего сопротивления. А жизненная траектория, между

прочим, ваша. Во-вторых, войти в конфронтацию. Тоже способ разрешения ситуации конечно. Только удовлетворена будет скорее всего лишь одна сторона. Ибо стороны друг друга слышать не будут, а будут продвигать каждая свой интерес. Неудовлетворенный же интерес одной из сторон ведет конфликт к переходу в латентную (скрытую) форму и придает ему затяжной характер. А это чревато для всех. Надо ли оно вам? Решайте сами. В-третьих, возможно компромиссное решение, когда задействуется коммуникативное поле с привлечением всех возможных ресурсов сторон (интеллектуальных, коммуникационных, психологических), в том числе и, так называемых, арбитров – конфликтологов, медиаторов. Есть еще четвертый путь – можно самому попробовать стать конфликтологом или медиатором, но это путь длинной в четыре года и на скамьях университета, но тоже компромиссный вариант. И если для решения конфликта выбора жизненной траектории в каком-либо из предложенных вариантов вам понадобится профессионал, то специалист по разрешению конфликтов всегда к вашим услугам. Вы знаете где его искать.

Встретимся на портале InKazan. Мы продолжим нашу конфликтную тему.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter