Тогда рынок принадлежал продавцам. В России продавалось порядка четырех миллионов новых автомобилей в год. Именно от способности автодилера выбить дополнительную квоту автомобилей зависела прибыль предприятия! Все! Больше ничего делать не надо! Покупатели машин стояли в очереди и готовы были приобрести машину на любых условиях! Даже кризис 2008 года не смог остановить россиян от желания покупать новые автомобили.
Кризис всего лишь создал небольшой отложенный спрос, который в последующие два года восстановился. Тем не менее, насыщение у россиян потихоньку приходило, появилось чувство меры. Фокус стал смещаться на другие группы товаров. В 2012 рынок перестал расти. Это были первые предупредительные сигналы для автокомпаний, которые по-прежнему ждали дикого спроса.
Представляете — они ждали! И ничего не делали! То есть делали: они терпеливо и преданно ждали голодных до автомобилей покупателей! Но неожиданно мир для всех поменялся во время очередного кризиса в 2014 году. Экономика рухнула, и вместе с ней десятки компаний по всей России. Для бизнеса это был взрыв атомной бомбы! Бумс — и все стало другим. В автомобильной секторе посыпались дилеры разных автомобильных компаний.
И тут обнаружилась интересная закономерность: список возглавили как раз автодилеры, кто в середине двухтысячных был в топ-списках лучших региональных компаний. И такая ситуация сложилась по всей России. Так что же произошло, почему некогда сильные и могучие сдулись?
По моим наблюдениям, сейчас происходит смена поколений. Уходит старая гвардия руководителей автокомпаний, кто настраивал свои предприятия под большие объемы выдачи автомобилей, верил в непоколебимость рынка и в собственную уникальность.
Что имеем по факту — автокомпании, которые некогда считались китами лежат на боку. Симптомы у всех одни: компания перегружена банковскими займами, персонал разбежался, руководство отбивает атаки банкиров по отъему имущества.
По данным аналитического агентства «Автостат», сейчас рынок продаж новых автомобилей сократился в три раза! При этом некоторые молодые предприятия развиваются в этой же агрессивной среде, почему так? Один из выводов — новые игроки не знали, что такое дикие продажи автомобилей, и не видели очередей из покупателей за машинами. Для них мир не менялся, он таким был всегда, они появились после взрывного спроса.
Если говорить по аналогии — они родились после атомного взрыва. Попросту эти дилеры не успели перегрузить предприятия корпоративными кредитами, учась на опыте своих коллег. Стратегия умеренного развития стала приоритетной. Цель не бежать, спотыкаясь, а двигаться с одной скоростью, даже если ты понимаешь, что можешь быстрее. В этом и есть профессионализм в современной жёсткой бизнес-среде.