Posted 20 августа 2016,, 08:06

Published 20 августа 2016,, 08:06

Modified 12 сентября 2022,, 14:56

Updated 12 сентября 2022,, 14:56

Тимур Садыков. О национальном кино

20 августа 2016, 08:06
Частное мнение высказывает Тимур Садыков. Режиссер-постановщик, продюсер, сценарист. «Механика продакшн».

Тимур Садыков

Недавно я завел аккаунт в одной странной социальной сети. Вроде бы она задумана как сеть для деловых связей. По идее, должна быть полезной. На практике пока совершенно не ясно, что с ней делать. Но, тем не менее, в этой сети один из ее пользователей задал мне вопрос: «А можете ли вы снять кино на татарском языке?» Я ответил, что не вижу ничего невозможного.

По национальности я татарин. Один из моих прадедов был казахом. Все остальные татары. Старшие родственники хорошо говорили на татарском. Родители чуть хуже. Я не говорю абсолютно. И практически не понимаю. Друзья-татары надо мной посмеиваются. Малознакомые люди пытаются подвергнуть остракизму. Я вам признаюсь: несмотря на мою принадлежность к татарскому народу, мне совершенно не интересна местечковая борьба за сохранение национальной культуры. Я не считаю, что именно татарская культура подвергается сильному внешнему давлению настолько, что ее необходимо спасать. Это не равнодушие. Отнюдь.

Сейчас я поясню вам свою позицию. Я считаю, что сильна та культура, что может не просто выстоять под давлением, но, наоборот, способна на экспансию. Если нация замыкается на себе, начинает вариться в собственном соку, то довольно быстро деградирует. Я не желаю наблюдать деградацию татарской культуры и языка. Я убежден, что мы просто обязаны нести свою культуру остальному миру. Раскрыться ему, а не замыкаться в себе, стараясь спасти остатки того, что некогда было национальной татарской идентичностью. Поэтому я не приветствую разговоры о том, что надо работать на ниве татарского кинематографа на татарском языке. Я считаю, что на проблему надо смотреть шире, думать глобальнее. И не замыкаться внутри татарстанских границ. Надо делать понятные, интересные истории, корни которых будут лежать в национальной культуре. Честно говоря, при таком подходе будет совершенно не важно, на каком языке снята картина.

А теперь у меня для вас одна плохая новость. Татарстанского кинематографа не существует. Кинематографа, являющегося не только видом искусства, но и пропаганды, в Татарстане нет. Конечно, мне обязательно возразят. Напомнят про количество снятых картин, перечислят татарстанских кинодеятелей. Картин будет меньше десятка, людей, занимающихся кино профессионально, зарабатывающих этим деньги, не окажется вовсе. В последние несколько лет в Татарстане произошел небольшой сдвиг на ниве кинематографа. Силами подвижников, энтузиастов, любителей, отчасти профессионалов. Но, по моему глубокому убеждению, это пустые хлопоты.

Выпускающие компании в Татарстане забывают об одной важной, а я бы сказал главнейшей составляющей успеха кинокартины, а именно – маркетинговой. В основе выпуска любого продукта сейчас лежит маркетинг. Необходимо элементарно знать рынок, его требования, знать целевую аудиторию, прежде чем выпускать продукт. Это абсолютно справедливо и для кино. Кинорынок насыщен абсолютно разной продукцией, и ошибочно думать, что национальная картина, какой бы талантливой она ни была, сможет достойно выступить в ряду прочих картин без предварительного исследования рынка. Нельзя просто создать картину. Ее должны смотреть. Кино не делается для трех человек, это массовый продукт, а уж коль скоро мы ставим перед собой амбициозные задачи создания национального кинематографа, мы обязаны знать рынок, своего зрителя и его предпочтения.

Конечно же, вышесказанное не означает, что кино не надо снимать. Надо. Необходимо. Нельзя сидеть и ждать каких-то подвижек со стороны частных инвесторов и уж тем более со стороны государства. Я убежден, что прямое финансирование государством кинематографа влияет на него губительно. Сокращается количество интересных тем, появляется большое количество кинокартин, снятых в угоду сиюминутных пропагандистских задач, и при этом никто не несет ответственности за качество созданных картин. Сняли, да и ладушки. Меж тем свободный рынок заставит продюсеров конкурировать, заставит искать идеи, темы, ресурсы и отвечать за качество созданных картин. А нынешняя система распределения средств среди ограниченного круга лиц привела к тому, что в России все меньше и меньше выходит удачных кинокартин, на которые с большим удовольствием ходит зритель.

Надо понимать, что национальный кинематограф будет мертв и далее, все потому, что мы даже не знаем, чего же хочет от нас наш зритель. Какие фильмы он хочет видеть? Какие темы его волнуют? На каком киноязыке мы должны с ним говорить? Но, что важнее всего, он будет мертв, если мы останемся на местечковом уровне и не сможем или не захотим пойти дальше, подняться на следующую ступень, начать культурную экспансию, а продолжим вариться в собственном соку и кивать на феномены национальных кинематографов некоторых регионов России. Нам надо просто делать хорошее кино с учетом всех современных реалий. И когда-нибудь национальный татарстанский кинематограф станет синонимом хорошего кино.

"