Тимур Садыков. О фантастике

Тимур Садыков. О фантастике
Мнение

23 сентября 2017, 10:54
Тимур Садыков
Частное мнение высказывает Тимур Садыков. Режиссер-постановщик, продюсер, сценарист «Механика продакшн».

На российском телевидении есть один достойный канал, и это телеканал «Культура». Да, кривовато, наивно, но местами роскошно и познавательно. И этот прекрасный телеканал в своей сетке вещания транслирует не менее замечательную программу «Наблюдатель». Это роскошно, умно, местами фантастично. И вот о фантастичности я и хочу сегодня поговорить.

В одном из выпусков программы обсуждалась современная фантастика. Вернее то, что нынче ей называется. Оставим в стороне качество этого жанра, его нынешнее качество, возьмем за основу размышлений одну фразу, прозвучавшую в обсуждении, а именно: «Современные фантасты отняли у нас будущее». И это чистейшая правда. У нас нет будущего. Никакого. Есть постапокалиптические миры, в которых выживает горстка озлобленных человекоподобных, которых людьми то уже назвать нельзя. И эта литература пользуется невероятной популярностью. Мир, которому пришел конец, в котором заправляют банды мародеров, который кишит опасными тварями, готовыми тебя сожрать в любой момент, вот какой мир нашего будущего.

Фантасты, люди ответственные за наши мечты о будущем, с удовольствием размазывают человечество по стеночке, втаптывают его в грязь, травят вирусами, гнойными зомби, выжигают оружием массового поражения. В головах подавляющего большинства фантастов нет места для нового, светлого и радостного мира. Мира мечтателей, романтиков, фантазеров, изобретателей, первооткрывателей. Фантасты больше не отправляют людей в космос, не желают колонизировать иные миры, эпохи мира, света и любви не будет.

Мы все умрем – совсем не новая парадигма. Мы умрем, потому как смертны, но мы умрем в колыбели. Человечество не преодолеет себя, свои недостатки, свои страхи, не победит свою темную сторону. Мы умрем, не переродившись, мы умрем младенцами. Никто больше не верит в сказочное светлое будущее, в фантастические новые возможности, открытия, свершения. Мы верим в деньги и потребление. И в возможность оказаться в том самом золотом миллиарде. Нам самим как-то не верится в светлое будущее, с чего бы тогда фантастам его для нас создавать? Ведь писатель работает за деньги, не будет он писать для тебя светлую сказочку, если ты охотнее веришь в мир, наполненный зомби и нечистью, нежели в межзвездные перелеты и колонии на Юпитере.

ассовая истерия по успеху, прежде всего по материальному успеху, искорежила сознание человека до такой степени, что проще пожелать всему человечеству поскорее сдохнуть. Не оттого ли плодом фантазии современного писателя являются впечатляющие картины Армагеддона? Не оттого ли так сильно звучит голос тех, кто желает человечеству всепланетного аутодафе лишь для того, чтобы перезагрузить программу под названием «Человеческая цивилизация» в надежде, что вот теперь-то все точно заработает так, как надо?

Если задуматься, что грядущее в действительности лишь каждая последующая секунда настоящего, то довольно убогую будущность мы себе создаем. Пару тысячелетий назад абсолютно разрозненное человечество имело пусть не явно выраженный, но все-таки запрос на объединение. И монотеистические религии стали неплохим на этот запрос ответом. Да, последствия таких объединений мир расхлебывает до сих пор, но в целом же довольно долгое время все человечество по религиозному признаку можно было разделить на пять-шесть больших групп.

В нынешнее время, когда традиционная религия перестала справляться с объединяющей функцией, ей на смену пришла идеология потребления. И если утопии были попыткой вырваться из под гнета религиозных догматов, были слабой попыткой осмыслить возможное будущее, которое рисовалось светлым, то избавиться от идеологии потребления оказывается очень непростой задачей. И тут к нам на помощь пришла антиутопия. Убить всех человеков! Перезагрузить матрицу! Включить Скайнет! Кажется, только глобальная катастрофа способна вырвать человека из цепких объятий вещизма.

Выходит, будущего нет? Знаете, а спросите об этом не у писателя-фантаста, а, скажем, у дворника. Может он скажет, что за осенью придет зима, выпадет снег, и работы прибавится, а будет ли он счастлив? Да шут его знает, дожить надо. Но все больше думается, что дожить то, как раз и не получится. Или незачем. Потому что будущего нет. А может дело лишь в растаявшем снеге и ретро фантастике «Через тернии к звездам», где будущее есть. Смешное, глупое, наивное, но желанное. Есть там, в прошлом. У Стругацких. А у нас нет даже на телеканале «Культура». А жаль.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter