Posted 24 июля 2016,, 11:13

Published 24 июля 2016,, 11:13

Modified 11 сентября 2022,, 18:30

Updated 11 сентября 2022,, 18:30

Жанна Мельникова. О закулисье

24 июля 2016, 11:13
Частное мнение высказывает завлит Театра оперы и балета им. М.Джалиля Жанна Мельникова.

Жанна Мельникова

Театр оперы и балета имени Мусы Джалиля, кажется, последним из всех крупных творческих коллективов Казани, завершил сезон. Более 500 человек (представьте, так много людей проводят свое рабочее время в прекрасном здании на площади Свободы, которое мы почти каждое утро видим в Instagram у Рустама Минниханова) выдохнули: «отпуск!». Каникулы хорового и оркестрового коллективов, балетной и оперной трупп, административного и технического персонала продлятся чуть более месяца — за ненормированный график, работу в выходные и прочие «прелести» творческой жизни сотрудникам по трудовому законодательству положены дополнительные несколько дней отдыха к стандартному четырехнедельному отпуску.

Фото: со страницы Instagram Рустама Минниханова

Очередной сезон, начавшийся в сентябре премьерой оперы «Трубадур» Джузеппе Верди в постановке Ефима Майзеля, завершился серией премьерных показов балета «Эсмеральда» в хореографии Андрея Петрова. Я не буду углубляться в подробности того, что каждая премьера в оперном театре ввиду сложности выпускаемого «продукта» готовится по многу месяцев, а планируется (в том числе с учетом столь «любимого» сотрудниками отдела Госзакупок Федерального закона № 44) минимум за год-два. Оставим главной в этом абзаце мысль о том, что премьеры для театра — это ключевые, опорные точки развития, а их подготовка всегда сопряжена с большой ответственностью. Механизм, состоящий из сотен «деталей», может полететь, даже если не сработает какая-то малая его часть. Увы, изнанкой творческой работы всегда является большой стресс.

Из чего еще складывается сезон в театре? Из текущих спектаклей репертуара, каждый из которых «вспоминается», репетируется и готовится к показу минимум 2-3 дня, вот почему в афише оперного вы видите всего 2-3 постановки в неделю, давать больше нет смысла — будет страдать качество (кстати, за сезон труппа показывает «на стационаре» свыше 100 спектаклей — умножаем цифры и видим, что 200-300 рабочих дней по факту затрачивается только на подготовку и прокат текущего репертуара, а есть ведь еще и другие процессы).

«Рабочий год» складывается из гастрольных поездок в страны Европы, каждая из которых — отдельная сложная многоходовая операция. И конечно, две кульминационные точки сезона — международные Шаляпинский и Нуриевский фестивали, подготовка которых также занимает много времени, причем ряд решений приходится принимать в условиях крайней нестабильности курса валют.

Но оставим организационную часть, есть ведь еще и актеры, их творческий труд. Не обольщайтесь, на 90% он состоит из ежедневных, порой изнурительных репетиций и постоянной работы над собой. Представьте, например, что вы — артист балета (ну хорошо, ведущий солист или даже прима-балерина): каждое утро вы приходите в театр в 9.30 утра, т. к. спустя полчаса начинается обязательный для всех часовой «урок» — классическая разминка для тела.

И неважно, что вчера вы блестяще станцевали спектакль, который закончился после 21.00, а когда смыли с себя грим и добрались до дома, было уже около 23.00. Неважно, что после спектакля, на котором вы эмоционально выложились на 100% (или не дай бог, у вас что-то не получилось), не могли заснуть несколько часов. Неважно, что после стахановской физической нагрузки (исполнители ведущих партий в балете могут потерять за спектакль килограмм-другой) у вас болит все тело.

Утром вы должны подняться, прийти на урок, размяться, «отработать» свои дневные репетиции (потом будет 2-3 часа отдыха, не грустите!), а вечером — снова «грим-костюм-спектакль» либо общая сценическая репетиция к завтрашнему представлению. И так 6 дней в неделю (понедельник — выходной), 10,5 месяцев в год. Неудивительно, что артистам балета так сложно совмещать творческую жизнь с семьей, графики не совпадают.

Любителям считать, какие баснословные гонорары получают звезды оперы и балета, хочется сказать лишь одно: а попробуйте сами реализоваться в этой сфере, а потом оцените, сколько стоят ваши усилия. Ранняя профессионализация, ежедневный физический труд, угроза травм и раннего «изнашивания» тела, пенсия в 40 лет — для балетных. Для вокалистов — минимум 20 лет (!) музыкального обучения, постоянная забота о своем голосе (даже от непродолжительного волнения голос может перестать «звучать»), конкурентная борьба и перманентные сомнения, ибо невозможно в искусстве быть лучше всех — никому и никогда.

И не факт, что вы, выбрав и честно пройдя этот путь, войдете в топ-100 (ну пусть в топ-300) наиболее востребованных танцовщиков и певцов мира и будете иметь яркую творческую жизнь, много ангажементов и поездки по разным странам. Вы можете положить жизнь свою на алтарь искусства и не достичь ничего.

Однако все это заботить зрителя не должно: вся тяжесть предварительной работы и тайны человеческих судеб пусть остаются сокрытыми за занавесом. Театр — величайшая мистификация. Вы пришли и видите порхающих сильфид, умеющих волшебным образом преодолевать земное притяжение. Вы пришли и восторгаетесь харизматичностью итальянского маэстро, наслаждаетесь прекрасной музыкой. Вы пришли, и артист забыл про больные ноги, некормленных детей или ночной перелет с двумя пересадками. Вы пришли, и 250 человек — те, что сейчас на сцене, в оркестровой яме, за кулисами и в гардеробе — работают сейчас только для вас.

Вы пришли в театр, мы вам рады.

"