Posted 18 октября 2020,, 11:00

Published 18 октября 2020,, 11:00

Modified 18 сентября 2022,, 10:56

Updated 18 сентября 2022,, 10:56

Сколько стоит честь челнинского депутата: отвечает суд

18 октября 2020, 11:00
Депутат горсовета Набережных Челнов и глава местного отделения Пенсионного фонда Эдуард Фаттахов подал в суд на жителя автограда, ставшего причиной «психологического неблагополучия» чиновника. Суд оценил моральные страдания в 20 раз ниже, чем сам Фаттахов.

С чего все началось

В октябре прошлого года челнинец Ирек Хайруллин разместил пост в группе горадминистрации «ВКонтакте», публично задав вопрос депутату горсовета и главе местного отделения Пенсионного фонда Фаттахову. Житель поинтересовался, когда в госучреждении появятся таблички на татарском языке, и почему помещение архива якобы не соответствует нормативным требованиям.

Фаттахов ответил, что управление соблюдает законодательство Татарстана о языках, а архив соответствует всем требованиям. Челнинец с этим не согласился, заявив, что депутат не знаком с требованиями пожарной безопасности и назвав его «лжецом», который «пускает пыль в глаза».

Депутат пошел в суд, решив, что Хайруллин «унизил его честь и достоинство в неприличной, оскорбительной форме. В материалах суда (есть в распоряжении Inkazan) указано, что это может взывать у Фаттахова «отрицательные эмоциональные переживания, психологическое неблагополучие», а значит, нанести психический и моральный вред. Его глава местного Пенсионного фонда оценил в 200 тысяч рублей.

Цена задетого достоинства

В суде Хайруллин заявил, что не планировал оскорблять депутата, высказав собственные оценочные суждения, а Фаттахов как лицо публичное должен быть готов к критике. Челнинец сослался на результат экспертизы, подтвердившей отсутствие оскорблений. В январе этого года Фаттахов заказал лингвистическую экспертизу, подтвердившую, что его честь была опорочена.

Спор разрешили с помощью АНО «Экспертизы и исследования „Криминалистика“ г. Казань». В августе организация подтвердила отсутствие оскорблений, но отметила, что если опубликованные Хайруллиным данные не соответствуют действительности, они могут задеть достоинство главы местного Пенсионного фонда.

В деле появился ответ ГУ МЧС России по Татарстану. В декабре 2019 года оно выяснило, что помещение в здании Пенсионного фонда, к которому были вопросы по соблюдению мер пожарной безопасности, не используется как архив. Хотя на прикрепленных к посту «ВКонтакте» фотографиях на его дверях висела соответствующая табличка.

Доказать свою правоту Хайруллин не смог: затребованные им записи с камер видеонаблюдения, по словам представителя истца, не сохранились. В сентябре этого года суд обязал челнинца выплатить 68 тысяч рублей, из которых лишь 10 тысяч — возмещение вреда, остальное — стоимость экспертизы. Челнинец заявил Inkazan, что будет обжаловать решение.

Упорная борьба за моральное спокойствие

В своем посте Хайруллин охарактеризовал Фаттахова как «самого публичного депутата горсовета» — в этом году глава местного Пенсионного фонда даже стал кандидатом в мэры Набережных Челнов, но ожидаемо проиграл. Тем не менее, он трепетно заботится о своей репутации.

Например, в 2018 году он судился с Inkazan, требуя защиты чести, достоинства и компенсации морального вреда. Тогда на в не принадлежащем редакции Telegram-канале с идентичным названием был размещен пост о том, что якобы одна из пенсионерок застала Фаттахова купающимся в наличных деньгах.

Тогда он также оценил нанесенный ему моральный вред в 200 тысяч рублей, но суд проиграл. Как и в случае с Хайруллиным, его интересы представлял Кривенький В.И. Согласно данным из открытых источников, он же защищал челнинский Пенсионный фонд во время судебных разбирательств.

Хайруллин заявил Inkazan, что Кривенький является юрисконсультом местного Пенсионного фонда, то есть, будучи подчиненным Фаттахова, защищает его в личных делах. Inkazan не удалось связаться с самим Фаттаховым, поэтому редакция направила запрос в пресс-службу учреждения.

Там заявили, что Кривенький действительно работает в Пенсионном фонде, но госслужащим не является. А значит, законодательство не запрещает ему заниматься другой деятельностью в нерабочее время — нарушения в том, что он защищал Фаттахова, в учреждении не усмотрели.

"