Posted 27 марта 2017,, 12:35

Published 27 марта 2017,, 12:35

Modified 11 сентября 2022,, 08:47

Updated 11 сентября 2022,, 08:47

Татарстан после заявления Медведева продолжит разработку беспилотников

27 марта 2017, 12:35
Заявление премьер-министра РФ Дмитрия Медведева о том, что Россия не готова к беспилотному транспорту на дорогах, не повлияет на работу над такими проектами в Татарстане. К такому мнению пришли опрошенные Inkazan спикеры.

24 марта министр России Дмитрий Медведев заявил, что Россия не готова к использованию беспилотного транспорта из-за отсутствия регулирующих его нормативных актов и сложности в их разработке.

"Готовы ли мы к тому, что беспилотные автомобили, автобусы выйдут на улицы? Не только с человеческой точки зрения, но хотя бы с нормативной точки зрения? Конечно, не готовы", - заявил Медведев.

По его словам, на данный момент не существует нормативных актов, которые регулировали бы данную сферу, а создание их является "реально сложной проблемой" для правительства. Медведев добавил, что важно не только сформировать и внедрить новые технологические принципы, но и "быть готовыми к радикальному изменению нормативной среды и в известной степени - социальных отношений".

Премьер-министр уточнил, что имеет в виду внедрение полностью автономных и самостоятельно контролирующих происходящее машин и систем. Тем не менее, он заявил, что минпромторг России курирует четыре дорожные карты, в которых речь идет о беспилотных автомобилей, летательных морских аппаратах и цифровых фабриках будущего.

В Татарстане ведется разработка воздушных беспилотников. ОКБ им.Симонова работает над проектом тяжелого летательного аппарата "Альтаир" для работы в условиях Арктики. Летом прошлого года он совершил свой первый полет. О разработке стало известно в 2014 году. Эту систему воздушного мониторинга с помощью беспилотников тогда оценили в 180 млн долларов. Конструкторское бюро разрабатывает их с 2011 года по заказу министерства обороны России. Сумма госконтракта составила один миллиард рублей. Масса машины составляет 5,5 тонн, продолжительность полета – более двух суток, а дальность – 10 тысяч км.

Кроме того, над проектами по созданию беспилотного транспорта работает ПАО "Камаз". Испытания таких машин начались еще в 2015 году. 1 марта стало известно, что входящее в госкорпорацию Ростех предприятие, в 2017 году направит на развитие беспилотных грузовиков порядка 400 миллионов рублей. Всего на развитие беспилотного транспорта в России планируется потратить 7 миллиардов рублей. 3,5 миллиардов рублей выделят из государственного бюджета, другую половину инвестируют автопроизводители, которые участвуют в рабочей группе ассоциации развития беспилотного транспорта в РФ «Автонет».

В этом году самоуправляемые автомобили хотят начать использовать на территории "Камаза": для доставки деталей от завода к заводу. По словам гендиректора "Камаза" Сергея Когогина, к 2025 году беспилотные грузовики запустят в серийное производство. 1 марта стало известно, в РТ будут создавать полигон для беспилотного транспорта.

В мае 2016 года глава глава Росавтодора Роман Старовойт сообщил, что в Татарстане оборудуют первый в РФ участок трассы под беспилотники. Экспериментальным участком должен стать отрезок трассы М-7 между Казанью и Набережными Челнами. Для движения беспилотников необходима выделенная полоса с высоким качеством дорожного покрытия, разметка, дорожные знаки. Дорога должна быть оборудована устройствами, обеспечивающими высокоточное позиционирование беспилотной машины.

В пресс-службе ПАО "Камаз" Inkazan уверили, что заявление Медведева не отразиться на проводимой предприятием работе по развитию беспилотного транспорта.

"О том, что нужно развивать инфраструктуру, о которой сказал глава правительства, "Камаз" говорит с того момента, как мы начали заниматься разработкой такого транспорта. Здесь никакого противоречия нет", - сказал руководитель пресс-службы ПАО Олег Афанасьев.

Российский эксперт в области беспилотных систем Денис Федутинов отметил, что активное развитие тематики беспилотных систем, которое происходит во всем мире, и в России в частности, стало возможным, благодаря бурному развитию технологий систем управления, сенсоров, систем связи. Однако этот процесс наталкивается на некоторые ограничения, в числе которых, среди прочего, отсутствие инфраструктуры для применения подобных систем, а самое главное, нерешенные концептуальные вопросы их применения подобных. Это, по словам эксперта, касается и летательных, и сухопутных беспилотников.

"Понимание необходимых изменений, а вместе с тем и перестраивание некоторых, в том числе бюрократических механизмов несколько запаздывает", - сказал Федутинов.

Он добавил, что эта ситуация характерна не только для России, но и для других стран. "Мы сейчас наблюдаем нормальный процесс, когда появляющиеся технические возможности, вместе с преимуществами того функционала, которым они обладают, будут влиять на принятие решений в части формирования правил применения, включая регистрацию, управления, вопросы ответственности и так далее. Для того, чтобы данный процесс был не хаотичным, а направленным, создаются прогнозы с привлечением представителей экспертного сообщества, а на их основе формируются дорожные карты развития тех, или иных систем, которые в дальнейшем будет служить своеобразными ориентирами как для госструктур, так и разработчиков", - отметил эксперт.

"