Posted 26 июня 2017,, 17:45

Published 26 июня 2017,, 17:45

Modified 17 сентября 2022,, 14:35

Updated 17 сентября 2022,, 14:35

Эксперт А1 рассказал о методах борьбы с рейдерами

26 июня 2017, 17:45
Директор инвестиционного департамента компании А1 Андрей Цешинский в личной колонке на Forbes.ru рассказал о пяти факторах, помогающих предпринимателям определить попытку захвата установленной доли в бизнесе. Также аналитик поделился способами борьбы с рейдерскими захватами.

Цешинский пишет в своей колонке на Forbes.ru, что в экономическом секторе России, после двух крупных кризисов за десятилетие, появились «общепринятые» тактические разработки по сохранению своих активов. Базисом этих тактик выступает пересмотр стратегических для предприятия моментов: программ затрат и повышения эффективности структур производства. Несмотря на эту практику, по мнению эксперта, некоторые бизнесмены применяют достаточно сомнительные методы, например – захват партнерской собственности.

Отказ от передачи информации – один из главных признаков деятельности подобного характера. Доказательная база, предоставленная для судебного разбирательства с захватчиком, будет значительно ограничена, соответственно судебный процесс может длиться годами, а бизнес в это время полностью перейдет в руки партнера-злоумышленника. В качестве основного метода борьбы, эксперт предлагает включить в регламент устава неизменное право на запрос информации, собрание акционеров и выбор кандидатов в совет директоров руководителем со стороны заинтересованных лиц. Директор со стороны компаньона не имеет права оказывать давление в подобных вопросах.

Вторым фактором выступает непрозрачная система собственности и отсутствие консолидированной и аудированной отчетности. Запутанная схема дает возможность предполагаемым рейдерам совершать в огромных количествах внутренние сделки, препятствуя раскрытию реальной картины доходов и расходов.

Самая популярная схема обмана партнера – наличие у второго собственника параллельного бизнеса и больших оборотов с совместной компанией. Здесь доходы идут на счет второй фирмы, а расходы остаются в ведении совместной компании. Для исключения ситуации данного типа, Андрей Цешинский рекомендует прорабатывать договоренность о независимой работе связанных компаний, либо сразу объединять бизнес в единый холдинг.

К действующему процессу захвата доли относится предъявление к компании требований со стороны неизвестных контрагентов. Аналитик пояснил, что по факту, это миниатюрные фирмы, с которыми в единичном объеме когда-то заключались сделки. Судебное разбирательство проводится быстро и исключительно формально: мелкая компания выступает с иском, выигрывая дело без сопротивления фирмы-ответчика, которая затем заявляет о банкротстве.

Пятый принцип чаще фиксируется в процедуре контролируемого банкротства – поручительства за третьих лиц. Партнерская фирма автоматически становится поручителем компании не чистого на руку компаньона, рассказывает Цешинский. Второй партнёр, несмотря на статус акционера, не имеет влияния на требования, предъявляемые предприятию. По итогам, партнер оформит поручительство к совместной фирме и выиграет значительную часть требований кредиторов в процедуре банкротства, следовательно, далее все будет происходить в его интересах. Для предотвращения таких рисков необходимо закреплять в корпоративном регламенте право вето на получение и выдачу поручительства и залогов.

"