Posted 11 января 2017,, 07:49

Modified 12 сентября 2022,, 03:30

Updated 12 сентября 2022,, 03:30

Ученые обнаружили древнейших прародителей ВИЧ

11 января 2017, 07:49
Первые ретровирусы, среди которых были и «предки» вируса ВИЧ, появились на Земле значительно раньше, чем предполагалось ранее – около 500 миллионов лет назад. Об этом сообщает «РИА Новости».

фото: Fotolia/ Dan Race

«Мы выяснили, что ретровирусы существуют на Земле уже как минимум 450 миллионов лет, если не больше, и они должны были появиться вместе с их позвоночными жертвами во времена палеозоя или даже раньше. Более того, они проникли внутрь геномов позвоночных еще до того, как наши предки колонизировали сушу. Вирусы были их спутниками при переходе к сухопутной жизни и сопровождали их на протяжении всей истории жизни», — заявил Арис Кацуракис (Aris Katzourakis) из Оксфордского университета (Великобритания).

Ретровирусы представляют собой особый вид вирусов, способных проникать внутрь живых клеток, восстанавливать свою ДНК, используя РНК-шаблон, и вставлять свой генетический код в геном жертвы. Ретровирусы, к числу которых относится ВИЧ, поражают в основном позвоночных животных, и следы их существования можно найти в ДНК человека и всех остальных животных в виде так называемых транспозонов – мобильных участков ДНК, способных к самокопированию и перемещению внутри генома.

фото: regnum.ru

На сегодняшний день большинство ученых считает, что первые ретровирусы появились в то время, когда первые позвоночные животные начали осваивать сушу. Поэтому биологи считали, что ретровирусы возникли первоначально на суше и только потом проникли в океан.

Кацуракис и его коллеги выяснили, что ретровирусы возникли в водах океана.
Как показало исследование, ретровирусы оказались неожиданно древней группой паразитов – они возникли, по расчетам Кацуракиса и его коллег, около 500 миллионов лет назад, фактически одновременно с появлением первых позвоночных существ или даже раньше. Такой возраст приводит исследователей к выводу, что ретровирусы возникли до появления у позвоночных адаптивного иммунитета, позволяющего позвоночным животным выживать при появлении новых вирусов и микробов. Возможная борьба наших предков с «предтечами ВИЧ» могла послужить причинами рождения этой части иммунной системы