Posted 13 сентября 2016,, 07:52

Published 13 сентября 2016,, 07:52

Modified 11 сентября 2022,, 08:36

Updated 11 сентября 2022,, 08:36

Послание президента Татарстана 2015 — год спустя. Часть I: КВЗ

13 сентября 2016, 07:52
Прогнозы президента Татарстана относительно Казанского вертолетного завода, которые он озвучил в послании Госсовету в 2015 году, не сбылись. «На Казанском вертолетном заводе обсуждается возможность поставки вертолетов для эксплуатации в зонах континентального шельфа», — сказал Рустам Минниханов 28 сентября прошлого ...

фото: prav.tatarstan.ru

О том, что Казанский вертолетный завод испытывает трудности, стало известно в начале 2016 года. На коллегии минэкономики и минпрома республики сообщили, что завод в 2015-м продал немногим более 70 вертолетов, тогда как в позапрошлом году было реализовано 107 машин. Гендиректор предприятия Вадим Лигай сетовал, что в 2015 год предприятие вступило в условиях непростой экономической ситуации, санкций и смены внешнеполитических условий. Все это отразилось на производственных планах и товарном выпуске завода.

Весной 2016 года появились слухи об отставке Лигая. Их опровергли. Лигай остался на своем посту. Однако показатели работы предприятия продолжили падать. Информация о новых больших контрактах не поступала, все ограничивалось слухами. Например, в СМИ появлялись данные о новом контракте с Индией на поставку вертолетов, однако он так и не был подписан.

фото: russianplanes.net

В конце августа завод опубликовал финансовый отчет по итогам первого полугодия. Его КВЗ завершил с 1,4 миллиарда рублей убытка. Первые шесть месяцев прошлого года принесли прибыль в 4,7 миллиардов рублей. Выручка упала с 24,3 миллиардов до 11,7 миллиардов рублей. От продажи вертолетов завод получил 7,9 миллиардов. Годом ранее эта сумма составила 21 миллиард. В то время как выручка от ремонта и техобслуживания машин пусть и незначительно, но возросла с 3,1 до 3,7 миллиардов рублей. Получается, что завод превращается в ремонтную базу, как это, по сути, произошло в КАПО имени Горбунова.

В послании Минниханов упомянул, что программа по производству самолетов дальней авиации ТУ-160 на базе КАПО входит в число перспективных для машиностроения республики. Власти Татарстана и федеральный центр не могут стабилизировать обстановку на когда-то процветающем предприятии. О том, что в Казани возобновят производство стратегических ракетоносцев Ту-160, говорят еще с 2007 года. Однако реализация проекта не началась до сих пор. Весной 2016 года глава Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь сообщил о том, что казанский авиазавод только начнут переоснащать под проект. КАПО в прошлом году получил контракты на глубокую модернизацию пяти бомбардировщиков Ту-160 и девяти самолетов Ту-22М3. На предприятиями, где в советские времена работали около 40 тысяч человека, остались примерно 3000 сотрудников. Из них порядка 2000 тысяч – административный персонал. В июне этого года на заводе сменился гендиректор. Отставку прежнего – Николая Савицких, связывают со срывом оборонного заказа на модернизацию самолетов.

Согласно отчету, основными покупателями продукции КВЗ являются госструктуры, в первую очередь, минобороны России. Доля госзаказчиков в выручке предприятия существенно превышает 10%. Лидером по объему выручки является Азия – 2,7 миллиарда рублей. Однако в первом полугодии 2015-го этот рынок принес в шесть раз большую сумму – 15,7 миллиардов. На втором месте Российская Федерация – 2,4 миллиарда рублей выручки (падение более чем в два раза). Рост показали продажи по странам СНГ – с 801 миллиона до 2,08 миллиардов, Америка – со 161 миллиона до 1,3 миллиарда рублей. Появился некий рынок сбыта под графой «прочие страны», где в первом полугодии прошлого года было по нулям. В этом году они принесли выручку в 1,37 миллиардов.

фото: russianhelicopters.aero

В сентябре 2016 года издание «Реальное время» опубликовало статью, в которой процитировала письмо главы холдинга «Вертолеты России» Александра Михеева на имя замгендиректора по внешнеэкономической деятельности госкорпорации «Ростех» Дмитрия Шугаева и замгендиректора АО «Рособоронэкспорт» Сергея Гореславского. По его словам, на КВЗ и АО «У-УАЗ» (Бурятия) сложилась критическая ситуация с загрузкой производственных мощностей. Михеев пишет, что без новых заказов «возникнет необходимость значительного сокращения мощностей заводов и их персонала, что недопустимо в нынешних экономических условиях и в преддверии выборов в Государственную Думу РФ». Михеев призывает активнее работать с иностранными заказчиками. По его словам, в мире эксплуатируются более 900 военно-транспортных вертолетов Ми-8, произведенных до 1990 года, что составляет около 30% всего парка вертолетов указанного типа.

Председатель совета директоров Казанского вертолетного завода, помощник президента РТ по авиакомплексу Равиль Зарипов признал, что предприятие переживает непростые времена. Однако оно продолжает работу, необходимые финансовые ресурсы есть. Зарипов напомнил, что в августе 2016 года завод посетили глава «Ростеха» Сергей Чемезов и президент Минниханов. КВЗ намерен продолжить реализацию проекта по переселению предприятия из Кировского района Казани и локализации производства в Авиастроительном районе. Это сулит снижение издержек и повышение качества, снижение себестоимости продукции.

Равиль Зарипов фото: kazan.region-news.info

«Ситуация под контролем. Работа идет. Да, мы были вынуждены перейти на четырехдневную рабочую неделю, но какого-то сокращения персонала мы не предусматриваем. Сейчас идет большая работа по сертификации «Ансата» по международным правилам, выполняются дополнительные заказы: по МЧС, по медицинским модулям. Ситуация будет поправляться до конца года, мы уверены. На следующий год у нас есть заказы, нельзя сказать, что они обеспечивают полную загрузку, их маловато, но время еще есть», — сказал Зарипов.

По его словам, продолжается работа над новым контрактом с Индией по поставкам вертолетов. С руководством страны встречался Михеев. «Ситуацию поправим, у нас есть уверенность, что все будет в порядке», — заявил Зарипов.

фото: kalashnikov.beontheway.ru

"