Posted 15 марта 2017,, 13:06

Published 15 марта 2017,, 13:06

Modified 11 сентября 2022,, 08:45

Updated 11 сентября 2022,, 08:45

В ЧП с гонкой на автомобиле по зданиям аэропорта «Казань» виновата полиция — эксперты

15 марта 2017, 13:06
ЧП с гонками на автомобиле по терминалам международного аэропорта «Казань» не связано с недочетами при проектировании зданий. К такому выводу пришли опрошенные Inkazan эксперты из авиаотрасли. По их мнению, вопросы есть к полицейским, которые не смогли вовремя остановить находившегося в наркотическом опьянении водит...

Аэропорт «Казань» был введен в эксплуатацию в 1980 году. До реконструкции пассажиров обслуживали в аэровокзале, введенном в 1985 году. К Универсиаде 2013 года были построены 2 новых терминала: 1 и 1А, а также реконструированы взлетно-посадочная полоса, перрон и другие инфраструктурные объекты. Общая стоимость работ составила 4,89 млрд рублей. Финансировал их федеральный бюджет в рамках целевой программы «Развитие транспортной системы России 2010 — 2020 годы».

Как сообщает на сайте миндортранса республики, мастер-план реконструкции аэропорта разработала компания «Фрапорт АГ» (Германия). Он предусматривал строительство двух пассажирских и грузового терминалов, ангаров и базы для обслуживания воздушных судов, а также гостиницы в 4 звезды и многоэтажной парковки. Он рассчитан до 2025 года — на три этапа. Аэропорт после этого сможет обслуживать до 5 млн пассажиров в год. Два этапа реализовали, третий, по словам министра транспорта РТ Ленара Сафина, будет воплощен в жизнь, если аэропорту будет не доставать мощности. В настоящее время его пассажиропоток приближается к 2 млн человек в год.

Терминал 1А начали строить в 2009 году и ввели в ноябре 2012 года. Его площадь составила 19,4 тыс.кв.метров. Стоимость строительства составила порядка 2 млрд рублей.

Терминал 1 — после глубокой реконструкции — сдали в июне 2013 года. Его площадь — 22,3 тысячи квадратов.

Согласно сайту минтранса, заказчиком-застройщиком выступал ОАО «Международный аэропорт «Казань», проектировало здание российское ООО «Энергопроект», субпроектировщиком выступил ЗАО «Казанский Гипронииавиапром». Подрядчиком была турецкая «Монотек Иншаат Санайи ве Тиджарет А.Ш.».

21 ноября 2016 года глава частного детективного агентства из Набережных Челнов Руслан Нуртдинов проехался на автомобиле по залам терминалов. Пытаясь скрыться от сотрудников ГИБДД, он заехал в здание Терминала 1 и поехал к выходу уже из Терминала 1А. Однако понял, что проехать у него не получится и решил вернуться. Но там его уже ждали сотрудники автоинспекции. Тогда водитель начал кружиться по залу. Казанский аэропорт подал иск на возмещение ущерба, который, по их подсчетам, составил около 9 млн рублей.

фото: kazanreporter.ru

Согласно Руководству по безопасности для защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, застекленные двери аэропорта рекомендуется укреплять стальной решеткой — как прикрепленной к двери, так и раздвижной. Помимо этого, авторы документа, разработанного Международной организацией гражданской авиации (ИКАО), рекомендуют проектировщикам зданий аэровокзалов устанавливать створчатые калитки, которые, по факту, будут являться «вторым эшелоном обороны» в случае попытки проникновения в здание.

В качестве одной из важнейших систем обеспечения безопасности в документе указана установка защитного ограждения, которое необходимо для защиты при взрыве и попытке протаранить здание на автомобиле.

Кроме того, в правилах проектирования аэропортов сказано, что для предотвращения проникновения любых транспортных средств в здание перед входом в терминал должны быть установлены заградительные барьеры. Это могут быть низкие оградительные тумбы , элементы планировки, цветочницы или кадки с деревьями. Скорость автомобилей на территории аэропорта должна контролироваться шлагбаумами и «лежачими полицейскими», а автостоянки — размещаться на удалении от терминала.

После инцидента аэропорт принял дополнительные меры безопасности. 13 января ОАО «Международный аэропорт «Казань» опубликовало тендер на покупку дорожных заградительных устройств «Лиана-6000», оснащенных шипами 113,9 тысяч рублей. 30 января стало известно о намерении аэропорта купить пять заградительных полуавтоматических противотаранных столбов типа «Боллард». На эти цели планировалось направить 537,5 тысяч рублей.

Фото с личной страницы Рустема Адагамова в Facebook

«Аэропорт оборудован системами безопасности в соответствии с действующим законодательством. Однако в настоящее время осуществляются мероприятия по выработке дополнительных мер по обеспечению безопасности», — заявил в конце января 2017 года гендиректор «МАК» Алексей Старостин.

Опрошенные Inkazan эксперты сошлись во мнении, что в проектах зданий терминалов казанского аэропорта были соблюдены необходимые требования безопасности. Вопросы вызывают действия полиции. Председатель совета директоров ГК «Тулпар» Азат Хаким, который с 1997 по 2001 годы был гендиректором аэропорта «Казань», заявил Inkazan, что неэффективно сработали полицейские. Аэропорты во всем мире, заявил он, строят по принципу — побольше стекла, открытое пространство, свободные подходы и так далее.

«Мы же не можем окружить колючей проволокой или стеной подходы к аэропорту», — сказал Хаким, — При желании на «Камазе» можно заехать в любой аэропорт страны, включая Домодедово».

По словам Хакима, после ЧП в аэропорту установили дополнительные бетонные ограждения. Однако их сможет преодолеть лихач на грузовике, если у него появится на то желание. «Я не считаю, что мы должны огораживаться и защищаться от и до. Тогда у каждого столба придется ставить полицейского. Это неправильно! Другое дело, что профессиональными должны быть правоохранительные органы. То, что там вытворяли инспекторы ГАИ, это хуже не бывает! Явный открытый непрофессионализм», — сказал Хаким. По его мнению, стражам порядка несколько раз выпадала возможность остановить автомобиль Нуртдинова, в том числе и с применением оружия.

«Они не просто могли, а были обязаны открыть огонь. Они за это получают деньги налогоплательщиков. Это не за стенами зданий прятаться и ловить водителей: возникла ситуация, и ГИБДД открыто показала свой непрофессионализм», — сказал Хаким.

Руководитель агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев в беседе с Inkazan сказал, что не в его компетенции давать оценку действиям сотрудников полиции, однако казанский аэропорт, по его мнению, построен без нарушений. «Все разрешительные документы на строительство были выданы», — сказал он.

Пантелеев отметил, что устанавливать ограждение на привокзальной территории, как это сделал Казанский аэропорт, нормы не требуют. Эта мера стала перестраховочной — после инцидента с водителем-лихачем. «Моей квалификации недостаточно, чтобы оценивать действия сотрудников дорожно-постовой службы. Могу сказать только констатировать, что грубых, серьезных недочетов при проектировании терминала не было с точки зрения обеспечения транспортной безопасности. Это же можно сказать обо всем аэропортовом комплексе», — сказал эксперт.

Инспекторы ГИБДД пытались остановить Нуртдинова, не применяя оружие. При этом один пострадал: сотрудник казанского ДПС разбил окно машины, пытаясь разблокировать дверь авто. В этот момент Нуртдинов «дал по газам» и Обухов поранил руку, а затем ударился об ограждение. Нуртдинов пытался уйти от полицейского преследования от ул. Ершова. На видеозаписи видно, что автомобиль правоохранителей догнал ВАЗ-2115 у дверей в терминал-1. Полицейские пробовали проникнуть в кабину легкового автомобиля, однако тот не останавливался, пытаясь протаранить двери терминала. Сломав ограждение, ВАЗ-2115 въехал в здание, сотрудники полиции побежали за ним. Им удалось догнать Нуртдинова, когда он, пробив препятствие, выехал из терминала. На парковке мужчина врезался в препятствие и правоохранители задержали его.

В МВД заявляли, что полицейские не открывали огонь по нарушителю, так как аэропорт относится к числу объектов повышенной опасности. Но 31 декабря стало известно, что от должностей освободили двух сотрудников ДПС ГИБДД МВД по Казани, которые участвовали в задержании Нуртдинова. Это Ильнур Хисамутдинов и Александр Берендеев. Еще 4 полицейских привлекли к дисциплинарной ответственности.

Генерал-майор ФСБ и генерал-лейтенант милиции в отставке, член президиума организации «Офицеры России» Александр Михайлов в интервью Inkazan заявил, что полиция, элементарно не умеет и боится применять оружие при задержании нарушителей. «Если мы сегодня будем осуждать полицию за применение оружия, а очень часто прокуратура и суды рассматривают применение оружия как превышение необходимых норм обороны, то полиция по-прежнему будет действовать так, как она действовала в аэропорту», — сказал Михайлов.

Александр Михайлов. фото: vvesti.ru

По мнению Михайлова, полицейские не смогли выстрелить по колесам, пока Нуртинов ехал в сторону аэропорта, потому что попасть в движущуюся цель трудно. «Но где гарантия, что они не убили бы этого водителя через заднее стекло? Тогда вой начался бы уже не менее серьезный: «а почему там не предотвратили?». Поэтому мне совершенно очевидно, что даже те меры и права, которые предоставлены сегодня полицейским, они не обеспечены на сто процентов, вся наша система, связанная с применением оружия, в отличие от американской, действует против самой полиции», — отметил Михайлов.

Нуртдинов стал фигурантом уголовного дела о применении насилия в отношения представителя власти (ч.1 ст.318 УК РФ). Вчера к ним добавили еще 2 статьи: ч. 2 ст. 167 УК РФ («умышленные уничтожение или повреждение имущества, совершенные из хулиганский побуждений»), ч. 2 ст. 213 УК РФ («хулиганство, связанное с сопротивлением представителю власти»). Уголовное дело возбудил и расследует Приволжский следственный комитет на транспорте СК. Для возбуждения уголовного дела по линии МВД оказалось недостаточно оснований. В частности, при Нуртдинове нашли слишком мало наркотиков.

"