«Почему такое унижение детям делают» или из-за чего ученики боятся школьных туалетов
12 сентября , 12:56
Общество
Photo: Pixabay.com
Щекотливую тему состояния туалетов в школах поднимали в России пару лет назад. Учащиеся привыкли, что в клозетах нет кабинок, мыла и туалетной бумаги, а вместо кнопок слива — веревка, поэтому терпят до дома. Изменилось ли что-то за это время и чем больше всего возмущены татарстанские родители — разобрался Inkazan.

Дырки в полу и веревки вместо кнопки слива

В России, стране, которая стремится в топ-5 экономик мира, на начало 2019 года 2,5 тысячи школ работали без централизованной системы канализации: дети ходили либо на улицу, либо для них ставили биотуалеты. Вопрос пришлось поднимать на высшем уровне: экс-премьер РФ Дмитрий Медведев в 2018 году пригрозил главам регионов, где до конца года не будет решена проблема отсутствия теплых туалетов в школах, что им придется строить их своими руками.

Но даже если туалет по документам теплый, это не значит, что в санузле обеспечены достойные условия. В родительских сообществах распространилось фото туалета в челнинской школе № 56: ничем не огороженный унитаз стоит на покрошившейся плитке, вместо кнопки слива воды закреплена веревочка. Родители предположили, что детям придется соревноваться в прыжках к сливному бачку. Учреждение окрестили как школу, которая «не знает, что СССР уже распался».

«С таким туалетом дети терпят до дома»: Челны возмущены состоянием унитазов в школе

«К началу учебного года в данном туалете сделан косметический ремонт, в санузле чисто», — прокомментировал состояние уборной начальник челнинского управления образования и по делам молодежи Рустем Хузин.

А затем соцсети «взорвал» ролик из TikTok выпускницы Казанского федерального университета под ником @sashaniik__. Студентам юридического факультета, одной из самых дорогих специальностей в вузе, где обучение стоит около 200 тысяч рублей в год, приходится пользоваться «дыркой в полу». В «туалетах в лучшем университете Татарстана», как назвала вуз девушка, часто не бывает туалетной бумаги и мыла. КФУ поспешил защититься: установка таких унитазов соответствует санэпиднормам и даже рекомендована в общественных уборных с большой посещаемостью.

«За 200К — дырка в полу»: студентка показала туалеты в «лучшем университете РТ»

«Главное внимание при содержании уборных отводится их чистоте и санобработке. Так, все общественные туалеты в зданиях КФУ подвергаются ежечасной уборке, а дважды в день подлежат специальной дезинфицирующей „антиковидной“ обработке», — пояснили в пресс-службе университета.

Туалеты в цифрах

В прошлом году Общероссийский народный фронт (ОНФ) нашел в Татарстане 142 школы без туалета в здании и 244 без горячего водоснабжения. При этом деньги на исправление ситуации направлены, но ничего не было сделано, и средства вернули в бюджет. Такие данные удивили даже Казанский Кремль, и власти запросили информацию у профильного ведомства. С тех пор сведения не обновлялись, виной тому стала пандемия.

Photo:1Mi

«Мы говорили о школьных туалетах на этой неделе. У нас были нарекания по прошлому году, но повторный еще не делали — сначала пандемия, потом каникулы», — пояснили в пресс-службе ОНФ.

Дети терпят до дома

Если студенты в целом психологически более устойчивы и могут воспользоваться таким туалетом или хотя бы сходить в уборную в кафе между парами, то школьники в этой ситуации более уязвимы. Они не могут выйти за пределы учреждения. И психологически детям сложнее: есть страх быть увиденным и брезгливость из-за низкого уровня гигиены в кабинке. Младшеклассникам стыдно ходить в такие туалеты, хотя стыдно должно быть тем, кто не может обеспечить нормальный санузел.

Отсутствие туалетной бумаги — одна из наиболее частых, но в то же время наименьших проблем школьных клозетов. В них часто не прибрано, унитазы покрылись трещинами, нет одноразовых сидушек, иногда накурено. В некоторых школах почти тюремные условия: туалеты не разделены кабинками или какие-то конструкции есть, но отсутствует дверца. Из-за отсутствия приватности не могут уединиться не только младшеклассники, но и старшие классы.

Photo:pixabay.com

В результате дети терпят до дома. Это подтверждается исследованиями. Согласно всероссийскому анализу Domestos от 2019 года, только 18% опрошенных родителей полностью довольны санитарными условиями школьных туалетов, а 45% родителей утверждают, что их дети стараются вовсе не посещать школьный туалет или терпят до дома. О наличии проблемы и в Татарстане свидетельствуют рассказы родителей.

Например, в казанской школе № 15 кабинки не закрываются на щеколды, о чем Inkazan рассказала мама двух учеников. Редакция не указывает имя по ее просьбе. По словам женщины, дети стараются туда не ходить, терпят целый день. А девушкам приходится совсем тяжело из-за критических дней. «Почему такое унижение детям делают?», — вопрошает родительница.

Чем чревато терпение, рассказал врач уролог, детский уролог-андролог Детской республиканской клинической больницы (ДРКБ) Муродил Абдурахманов.

«Обычно данная проблема присутствует во многих странах, на здоровье ребенка она так сильно не сказывается по причине того, что по мере наполнения мочевой пузырь усиливает сигналы в головной мозг, последний в результате даёт сигнал чтобы ребенок сходил в туалет. Только в психологическом плане могут быть те или иные последствия. Исключением может явиться случай разрыва мочевого пузыря, когда после его переполнения, в результате тупой травмы (когда дети дерутся) может произойти разрыв мочевого пузыря, но это бывает крайне редко», — пояснил Абдурахманов.

Photo:drkbmzrt.ru

Врач рекомендовал приучить детей к обычным санитарным нормам посещения туалета, которые минимизируют его сильное загрязнение. В частности:

  • научить их не разматывать бумагу по всему помещению, потому что в этом нет ничего смешного;
  • приучить попадать в унитаз и не кидать туда ничего постороннего;
  • сливать за собой и пользоваться ёршиком;
  • мыть руки после посещения туалета.

Так ли плохи «дырки в полу» или чаши Генуя?

В некоторых школах вместо высоких унитазов установлены напольные, иначе называемые чаша Генуя. У некоторых они ассоциируются с деревенскими постройками, но часть родителей не видят в них ничего плохого. Как оказалось, куда большая проблема — запах.

«У меня сын брезгует вообще туда заходить))) А запах как при помощи фотографий передать? Для меня пусть будет „дырка“ в полу, но чистая, с хорошим смывом. пусть будут совковые плитки (они, кстати, не скользкие), но в туалете не будет выжигающей глаза вони, пусть кран будет простецкий, но в нём всегда будет вода. На это надо обращать внимание, а не евроремонт туалетов», — отмечает одна из подписчиц группы «Родительское сообщество Татарстана» (РоСТ) (орфография и пунктуация сохранены).

«Дочь тоже брезгует школьным туалетом и идет туда только в крайнем случае. Вонь невыносимая, на весь коридор, ни мыла, ни туалетной бумаги там», — добавила другая подписчица.

Чаша Генуя хоть и кажется нецивилизованной, в действительности она даже безопаснее с точки зрения санитарии, ведь ребенку не приходится садиться на нее, а значит соприкасаться с ободком. Вот что об этом говорит детский уролог-андролог.

Photo:pxhere.com

«Я сторонник всё-таки использования чаши Генуя. Данный вид унитаза во многом помогает человеку испражнятся физиологично и с точки зрения гигиены оно более приемлемо, так как тело человека не имеет прямого контакта с унитазом (от микроорганизмов), вызывая меньше брезгливости ребенка. И при исправлении нужд человек находится в более естественной позе, которая стимулирует естественное очищение кишечника и мочевого пузыря, благодаря напряжению мышц передней брюшной стенки. При таком унитазе человек не может долго сидеть в туалете, по сравнению с обычным унитазом, который возвышается от пола», — рассказал Абдурахманов.

Еще одна родительница выразила надежду, что администрация школ, узнав о таком сборе информации (корреспондент Inkazan попросил родителей сообщить о подобных случаях), приведет туалеты в надлежащий порядок.

Вред физическому здоровью учащихся от подобного «терпения» очевиден. Но нужно не забывать и про психологический аспект: если с самых ранних лет отношение к естественным нуждам детей таково, то к чему им готовится во взрослой жизни?