Согласно данным сервиса TGStat, «Шалтай Бабай» лидирует среди анализируемых Inkazan каналов по числу упоминаний за девять месяцев 2019 года – более 1,7 тысячи – и индексу цитируемости – 158,71. Он входит в тройку лидеров по всем остальным показателям за исключением уровня вовлеченности – с 67,5% канал оказался на 10 месте.

По словам собеседников Inkazan, «Шалтай Бабай» был создан по указанию владельца «Бизнес Online» Рашида Галямова. В свое время с ним связывали татарстанского политолога Руслана Айсина, основывая свои выводы отстаивании ресурсом идей национального толка. Однако впоследствии он завел несколько собственных каналов. Впрочем, не исключено, что именно Айсин с командой является автором постов в «Шалтай Бабай». Через Галямова канал близок к мэрии Казани, которая избегает критики со стороны ресурса, администрация это опровергает.

Появившийся в апреле 2017 года, ресурс следил за основными темами политической жизни: федеративным договором Татарстана с правительством страны, крушением банков, разбавляя это постами об интригах местных политических групп и вестями с полей активистов национального толка и религиозных организаций. За прошедшее время характер публикаций не изменился, но добавилась значительная доля публикаций по повестке федерального центра и соседнего Башкортостана. Поскольку нынешняя повестка скудна, канал обратил свое внимание на близлежащие регионы. Он отслеживал ситуацию с идеей об установке памятника Ивану Грозному, особое внимание уделяет соседней Чувашии.


Telegram-сфера Татарстана, в 2017 году начавшая «за здравие», медленно, но верно движется в сторону «упокоя». Некогда свободный ресурс оппозиционного толка в значительной степени контролируется республиканским правительством. Inkazan проанализировал основные показатели работы крупнейших ресурсов, сформировав рейтинг из 17 каналов.
1
«Точкой отсчета» развития татарстанского сегмента Telegram является начало февраля 2017 года. Тогда появился резко оппозиционный канал «Неудаща», критикующий чиновников и внутреннюю политику руководства республики и поставляющий инсайды о жизни людей в синих костюмах. По косвенным признакам, он появился по заказу депутата Госсовета из Набережных Челнов Рустема Хасанова. Ведение «Неудащи» не раз приписывали блогеру Тимуру Тимуршину, заблаговременно переехавшему в Санкт-Петербург.

Не все инсайды канала подтвердились, однако все они широко обсуждались медийным сообществом и интересующимися происходящим в республике представителями среднего класса, для которых «Неудаща» и другие каналы быстро стали альтернативой традиционным СМИ. Впрочем, ведение ресурса приписывали теперь уже экс-главреду Inkazan Никите Ишмуратову – редакция связь опровергла.

Происходящее в Telegram вызывало праведный гнев республиканских властей, вылившийся в обещание деанонимизировать каналы, что вызвало бурную реакцию как анонимных авторов, так и представителей медиа. Работа в этом направлении началась еще осенью 2017-го, когда ряд каналов сообщили о попытке выкупить их и узнать имена владельцев ресурсов. Изначально стратегия не сработала, поэтому власти начали создавать подконтрольные им каналы, которые организовали информационный шум в региональном сегменте.

В середине 2018 года от резко оппозиционной риторики начали отказываться и старожилы татарстанского Telegram, изменилась и стилистика постов, что указывает на смену владельцев. Для «Неудащи» этот период наступил весной-летом того года. Несмотря на это, канал до сих пор является крупнейшим в республике, лидируя по числу подписчиков, которые только прибавляются и среднему количеству просмотров в день. Правда, зачастую читатели видят только комментарии к репостам из крупных федеральных каналов.


2
На волне «деанонимизации» татарстанских каналов появился «Еду в Татарстан». Собеседники Inkazan приписывали его ведение блогеру Достоверкину, связанному с медиаменеджером Ярославом Муравьевым. По аналогии с принадлежащими ему группами «ВКонтакте», ресурс абстрагировался от политических интриг, переключив внимание на репосты, комментарии к записям других каналов и местячковые скандалы, приправленные мемами. Этой политики он придерживается и по сей день.

Впрочем, канал занимает первое место по суммарным просмотрам – 12,8 млн – и второе место по индексу цитируемости – 118,75. Подписчики прирастают не быстро – по итогам 2019 года «Еду в Татарстан» оказался на седьмом месте по этому показателю – к каналу присоединились 1,4 тысячи человек. Хуже всего дела обстоят с уровнем вовлеченности аудитории, который составляет 53,60% - это 12 место в общем рейтинге. Хотя в среднем, по данным TGStat, ресурс публикует 11 постов в день.


3
Ресурс появился после указания «сверху» о создании подконтрольных региональному правительству Telegram-каналов в октябре 2017 года, поэтому его связывали с республиканским правительством. Вполне вероятно, что создателем «Татарской якудзы» был Муравьев, однако впоследствии ресурс забрали из управления медиаменеджера.

Изначально ресурс рассказывал об уголовных делах и связанных с работой правоохранительных органов событиях – обысках, проверках, следственных действиях. Впоследствии появились инсдайды из мира людей в синих костюмах. Изначально достаточно точные, в 2018-м они стали подтверждаться все реже, а позже во многом перестали восприниматься всерьез. Тем не менее, канал занимает третье место по числу как существующих, так и прибавившихся за 2019 год подписчиков.


4
Созданный в марте 2018 года канал заявил, что намерен сделать жизнь «насекомых» достоянием общественности. Ресурс публиковал скриншоты из соцсетей чиновников, артистов и других публичных лиц. К некоторым прилагались едкие комментарии, некоторые и без подписей выставляли попавших в канал персонажей идиотами. Время от времени посты становились причиной скандалов и всегда широко обсуждались.

Автор «Жизни насекомых Татарстана» остается анонимным. Прямых или косвенных свидетельств о его связи с властями Татарстана нет – очевидно, это один из немногих каналов, не вовлеченных в противостояние власть имущих и анонимных авторов, который смог собрать почти шесть тысяч подписчиков. Он лидирует по среднему охвату поста – 7,9 тысячи, занимает второе место по уровню вовлеченности, который составляет 134,8%.


5
Один из самых «молодых» каналов татарстанского сегмента Telegram, «Тупой татарский пиарщик» был создан в январе 2018 года. «Татарский «пиар» суров, беспощаден и бессмысленный, но нравится начальству!», - заявили его авторы в первом сообщении. Изначально в постах канала преобладали язвительные комментарии в адрес государственных СМИ республики, однако впоследствии риторика сменилась: ресурс переключился на застройщиков, новости о смене пресс-секретарей и медийных личностей.

По одной из версий, «Тупой татарский пиарщик» - единственное, что осталось в управлении Муравьева после того, как он согласился на предложение властей республики создать пул каналов, идущих в противовес оппозиционным ресурсам, по другой – его ведет экс-управляющий партнер агентства массовых коммуникаций «Теория Дарвина» Ленар Файзутдинов. Это косвенно подтверждает, что канал пишет о СМИ, не копая глубоко, а сферу PR анализирует «по факту», не предоставляя инсайдов: крепких связей в медиасреде у менеджера ввиду его скандальности не осталось.

По ряду показателей, согласно TGStat, «Тупой татарский пиарщик» стабильно занимает шестое место среди республиканских каналов. Например, по суммарным просмотрам – 2,6 млн, среднему охвату поста – 2,7 тысячи.


6
«Без булдырабыз» занимает пятое место среди татарстанских каналов по суммарному числу просмотров – 3,6 млн, а также индексу цитируемости – 47,62. Появившись в мае 2017 года, ресурс одним из первых начал анализировать татарстанский сегмент Telegram, приводя статистику прироста или убыли читателей и просмотров. Сейчас эту функцию на себя взял «Немуравьев», переименованный в «Участковый Татарстана».

С самого начала «Без булдырабыз» позиционировал себя как ресурс национального толка, публикуя соответствующие фотографии и скриншоты из соцсетей, комментируя национальные вопросы. Сегодня, как и многие республиканские каналы, он уделяет внимание федеральной тематике, а также репостит записи своих «соседей» и цитаты из публикаций СМИ, создавая информационный шум.

Часть постов занимают сообщения участников чата Gossip of Tatarstan, где чуть больше 300 человек, включая помощников республиканских депутатов и местных блогеров, обсуждают происходящее в регионе. Несмотря на общую беспорядочность повестки, при необходимости ресурс единым фронтом выступает с остальными подконтрольными правительству каналами, защищаясь от нападок федеральных каналов, атакуя ту или иную компанию, критикуя инициативы, связанные с национальным вопросом.


7
Фактически канал был создан в марте 2017-го, однако полноценно заработал с сентября того же года. «Если позволите, я буду отпускать здесь душу и иногда писать то, что хочется, иногда будет даже смешно и интересно, обещаю», - сообщил автор в первой публикации. Канал комментировал все, что считал интересным – от постов в соцсетях и новостей о звездах татарской эстрады до политических перипетий и сообщений СМИ.

Очевидно, самым «ярким» постом ресурса стало сообщение о том, что администратора «Рассказы о смешной России» Рустема Гареева вызвали в полицию после жалоб Натальи Чупашовой на опубликованную о ней информацию в «Жизни насекомых Татарстана». По словам автора, сотрудники МВД пытались выяснить, кто ведет «инсектарий», однако говорить этого он не стал. Сама Чупашова факт жалобы в правоохранительные органы опровергла. История, случившаяся в январе прошлого года, разлетелась по федеральным каналам.

Среди татарстанских каналов «Рассказы о смешной России» занимает четвертое место по индексу цитируемости – 48,76, пятое – по уровню вовлеченности, который составляет 88,2%.


8
«Татарский строитель» стоит особняком среди татарстанских каналов. Он не комментирует политические и национальные вопросы, если они не касаются непосредственно сферы строительства, на которой сосредоточен автор ресурса. Канал не связан с региональным правительством, имя его администратора неизвестно. Однако, судя по содержанию постов, человек долгое время работал в строительной сферой, но больше разбирается в ее маркетинговой стороне, чем в технологическом процессе.

Появившись в сентябре 2017 года, он планомерно набирал подписчиков, за прошлый год увеличив постоянную аудиторию на 1,7 тысячи человек. «Татарский строитель» занимает пятое место среди татарстанских каналов по числу средних просмотров в день -8,8 тысячи.


9
В ноябре 2017 года в Татарстане был создан первый неанонимный канал, впоследствии ставший достаточно заметным в общей повестке. Его автором стал блогер Альберт Бикбов. На заре развития татарстанского Telegram его причисляли к возможным авторам «Неудащи», однако эту версию вряд ли можно назвать жизнеспособной.

Первое время в повестке канала перемешивались комментарии относительно состояния теплоэнергетического комплекса республики, региональной и национальной политики. В марте 2018 года Бикбов активно включился в защиту проекта строительства мусоросжигательного завода под Казанью, проводя линию параллельно позитивной повесте, которую региональные власти пытались сформировать вокруг «протестного» вопроса.

Сегодня он, помимо отработки темы о строительстве завода, в основном концентрируется на федеральной повестке, которая, надо признать, намного интересней республиканского болота. Канал Бикбова занимает пятое место по числу подписчиков и второе по числу тех, кто присоединился к нему в 2019 году.


10
Появившийся в начале 2018-го года очередной подконтрольный республиканскому правительству канал изначально заявлял о себе регулярными бравадно-комплиментарными постами в адрес первых лиц Татарстана. Курс на поддержку национальной политики перемежался с критикой «колхозных» подходов к управлению в регионе. Как и многие другие каналы, «Без булдырабыз» время от времени публиковал не слишком громкие инсайды и вступал в полемику с «соседями».

За прошедшее время в основе повестки ресурса ничего не поменялось, за исключением появления резкой критики в отношении противников строительства мусоросжигательного завода. Канал демонстрирует низкие показатели по сравнению с остальными региональными ресурсами, за исключением седьмого места по уровню вовлеченности – 75,4%, а также девятого по числу упоминаний за девять месяцев прошлого года.


11
Канал «Немуравьев», впоследствии переименованный в «Участковый Татарстана», имеет историю не менее трудную, чем остальные проекты причисляемые Муравьеву. Созданный в октябре 2017-го, он полноценно заработал только в ноябре того же года, первое время перебиваясь репостами из других каналов. Первым собственным постом стала «оценка эффективности» «соседей», что указывает на то, что ресурс изначально создавался как агрегатор и площадка для подведения промежуточных итогов в сфере Telegram.

С горем пополам набрав постоянный пул подписчиков, канал сдался и был переименован: то ли его в последнюю очередь забрали у эффективного медиаменеджера, то ли просто передали другому сотруднику местной «фабрики троллей», но новый автор по крайней мере умел печатать на клавиатуре, а не бесконечно жал на значок репоста. Первое, что сделал обновленный ресурс, - создал канал-агрегатор новостей татарстанских СМИ и начал давать подробную еженедельную аналитику Telegram-сферы.

Надолго терпения детально анализировать однообразную повестку проправительственных каналов у администраторов не хватило, и они присоединились к общему потоку мыслей: нападкам на противников строительства мусоросжигательного завода, комментированию региональной политики и ответам «соседям». Канал занимает первое место по уровню вовлеченности – 212,5% - и седьмое по среднему охвату поста – 2,2 тысячи.


12
«Несчастливое» 13 место в составленном Inkazan рейтинге региональных Telegram-каналов занимают сразу два ресурса. Один из них – созданный в апреле канал «Аппаратная». Его появление называли делом рук Муравьева, авторство приписывали блогеру Александру Черноудову. Как и другие «детища» медиаменеджера, впоследствии он отошел в прямое управление татарстанских властей.

Изначально канал позиционировал себя как поставщика инсайдов и деталей подковерных интриг в республиканском кабинете министров. Ряд из них был сомнительным и трудно поддающимся проверке, не идущим в сравнение с качеством публикаций «Неудащи» во времена ее расцвета. Ближе к закату ресурса число инсайдов сокращалось в геометрической прогрессии, количество репостов постепенно росло.

19 декабря «Аппаратная» опубликовала пост о проведенном главой Татарстана Рустамом Миннихановым опросе пользователей соцсетей о том, нужно ли делать 31 декабря выходным днем. За отдых проголосовали 85% участников исследования, а администраторы канала с каникул так и не вышли. Ресурс теряет подписчиков, но занимает восьмое место по числу упоминаний за девять месяцев прошлого года – 347 – и 10 по индексу цитируемости – 30,7.
13
В 2018-2019 году татарстанский сегмент Telegram пережил вторую волну создания каналов. Они не имеют тысячи подписчиков, как «первопроходцы» работы в мессенджере, но постепенно прибавляют в весе, внося свой вклад в обсуждение республиканской повестки. На 13 месте в рейтинге Inkazan наряду с «Аппаратной» оказался «Татарский феномен», появившийся в июле прошлого года. Автор канала не вступал в полемику с «соседями» и не торопился репостить их записи, что явно замедлило рост аудитории.

Как и большинство других каналов, «Татарский феномен» пишет о республиканской политике как на уровне кабмина, так и на уровне районных интриг. Посты не изобилуют инсайдами – скорее, часть постов можно отнести к разряду слухов. Чем дальше в лес, тем больше появляется репостов из подконтрольных правительству каналов. Среди статистических достижений ресурса – седьмое место по числу упоминаний за девять месяцев прошлого года – 414 – и шестое по уровню вовлеченности – 85%.


14
Созданный в декабре 2018 года канал по стилистике подачи информации сильно напоминает «Татарскую якудзу», однако отличается выдержанным протестным толком. Не претендуя на публикацию инсайдов, автор с легкой долей критики анализировал заявления и решения республиканских властей. Ресурс часто репостил сообщения местных активистов, в том числе противников строительства мусоросжигательного завода под Казанью, ставших мишенью для нападок проправительственных каналов.

Значительную роль в достижении отметки в 1 тысячу подписчиков сыграло перекрестное цитирование с рядом других «молодых» каналов. Читатели, уставшие от пересудов старожилов регионального Telegram, не активно, но все же следили за новыми ресурсами. С декабря 2017 года канал перестал публиковать посты, ведя символический отсчет до дня выборов главы Татарстана, которые состоятся этой осенью.

Назначение «Шурале» остается неясным. Его автором может быть человек, не имеющий отношения к внутримедийным интригам. Но, учитывая засилье проправительственных ресурсов в региональном Telegram, теорию заговора никто не отменял. Не смотря на отставание по многим статистическим показателям, канал занял второе место по числу упоминаний за девять месяцев прошлого года – 1078.


15
«Возможно, мы тот самый ТГ-канал, созданный по госзакупке из АП РТ. Но это не точно», - сказано в описании канала, появившегося в декабре 2018 года – спустя чуть больше недели после создания «Шурале». Ресурс ведется от женского лица, цитирует ряд других «молодых» и «старых» каналов и активистов разного толка.

Большая масса постов – комментарии к заявлениям официальных лиц или анализ политической ситуации, который обходится без жесткой критики. Знаковой фразой администратора канала стало выражение «Мальчики, не ссорьтесь». Пребывая в хвосте по всем основным показателям, ресурс занял четвертое место по уровню вовлеченности аудитории – 85%.


16
Созданный в октябре 2018 года, «Республикасы» начал деятельность с публикации нескольких изображений с хештегом #бессрочныйпротест, требующих отставки федерального правительства, отмены репрессивных статей и отмены пенсионной реформы. Вяло реагируя на обострившуюся федеральную повестку и репостя сообщения активистов разного толка, в основном – противника строительства мусоросжигательного завода Дмитрия Егорова, канал по сей день продолжает освещение протестной активности. Не вырвавшись вперед по большинству статистических показателей, он все же занял третье место по вовлеченности аудитории – 118,5%.
17
Появившийся в сентябре 2018 года канал, несмотря на несколько месяцев молчания, не теряет подписчиков. За время своего существования «Я просто текст» комментировал новости из федерального центра, сообщения местных СМИ и Telegram-каналов, зачастую беря на себя роль арбитра в разрешении спора, но все же демонстрируя выпады в сторону связанного с мэрией Казани «Бизнес Online».

Очевидно, что канал создавался в противовес «Шалтай Бабай», который связывают с владельцем издания Галямовым. Однако ресурс то ли не смог противостоять стремительно набирающему популярность «соседу», то ли в нападках на администрацию столицы Татарстана отпала необходимость. Впрочем, обострение противостояния республиканских элит может стать толчком к его реабилитации.


18
Интернет-журнал первым среди татарстанских СМИ завел канал в Telegram. Возможно, именно это стало причиной того, что ресурс стал лидером по числу подписчиков. Впрочем, молодая аудитория, на которую ориентируется издание, сама по себе активно пользуется мессенджером. Содержание канала весьма ненавязчиво: несколько постов со ссылками на сайт и без них, вечерний дайджест новостей.

Созданное приехавшей из Москвы помощницей главы Татарстана Натальей Фишман-Бекмамбетовой и впоследствии отошедшее «Татмедиа», издание имеет два канала – основной и ресурс для публикации ссылок на крупные тексты, менее популярный. Главный канал медиа лидирует по числу новых подписчиков – 2,7 тысячи, суммарным просмотрам – 6,2 млн. среднему охвату одного поста – 3,5 тысячи - и среднему количеству просмотров в день – 18,1 тысячи.
1
Канал появился в начале февраля 2018 года, посвятив первый пост уже «прогремевшему» в татарстанском сегменте Telegram Муравьеву. Спустя час после первой публикации у ресурса появился двойник, который девять месяцев публиковал выдуманные посты. Некоторые из них вызывали негативную реакцию героев. В ходе противостояния пострадал лишь один из администраторов набережночелнинского паблика «ВКонтакте», которого за публикацию записи лже-Inkazan оштрафовали на 10 тысяч рублей.

Inkazan занимает первое место среди каналов региональных СМИ по упоминаемости за девять месяцев прошлого года – 255, индексу цитируемости – 35,83. А также второе место по суммарному числу просмотров – 2,6 млн, среднему охвату одного поста – 1,8 тысячи - и уровню вовлеченности – 54,20%.


2
Idel.Реалии стали вторым СМИ, появившимся в татарстанском сегменте Telegram, зарегистрировав канал в сентябре 2016 года. Канал публикует посты со ссылкой на собственный сайт и федеральных коллег, сопровождая их комментариями и опросами читателей. В постах издание не отходит от основных отслеживаемых ими тем: протестов и политики. Отношения у издания с пулом региональных каналов сразу не задались – журналисты не раз становились объектами нападок анонимных авторов.

Сегодня канал занимает второе место по числу упоминаний за девять месяцев прошлого года - 174, среднему числу просмотров в день – 6,3 тысячи, а также индексу цитируемости – 36,5%.


3
Иронично прозванное «Неудащей» «самым объективным и независимым изданием Татарстана», «Бизнес Online» зарегистрировал канал в Telegram в октябре 2016 года. Изначально СМИ публиковало дайджесты главных новостей и ссылки на собственный сайт с короткой аннотацией. Впоследствии контент разнообразили фотографиями, но принцип ведения канала не изменился.

Несмотря на то, что издание зачастую становится предметом нападок региональных каналов, СМИ не вступает в полемику с оппонентами в Telegram. В постах издания нет ни аналитики, ни авторской оценки событий – похоже, ресурс существует только для перегона трафика на сайт.

Впрочем, канал представляет интерес для «ленивых» пользователей и тех, кто предпочитает читать новостные подборки. Ресурс лидирует среди каналов местных СМИ по уровню вовлеченности – 56,6%, занимает вторые места по числу подписчиков и среднему охвату одного поста – 2,5 тысячи.


4
Молодежное издание Enter наряду с Kazanfirst является «детищем» медиаменеджера Муравьева. Оно появилось как ответная реакция на набирающее популярность Inde, затрагивая схожие темы и сферы жизни казанских хипстеров. Однако как сам сайт, так и его Telegram-канал не смогли обойти конкурента по целому ряду показателей. Согласно данным TGStat, канал Enter занимает второе место по числу прибавившихся за 2019 год подписчиков – 1,4 тысячи человек. Это лучший результат канала.
5
Канал подконтрольного ГК «ТАИФ» издания появился в феврале 2018 года. По аналогии с «Бизнес Online», редакция публиковала дайджесты основных новостей и ссылки на собственный сайт с короткими подводками – ни тебе аналитики, ни оценки произошедшего. За прошедшее время политика ведения ресурса не изменилась, впрочем, время от времени он пытается вызвать на диалог крупные региональные Telegram-каналы, но достаточно безуспешно.

Издание, ранее специализировавшееся только на татарстанской повестке, сегодня стремится охватить события если не всего Приволжского федерального округа, то ближайших к Татарстану регионов. Для работы в субъектах, например, в Башкирии и Удмуртии, создавались отдельные Telegram-каналы, которые сегодня ведутся вяло. Канал «Реального времени» занимает третье место по уровню вовлеченности – 52,7%. Это высший результат, которого смогли добиться его администраторы, медленно теряющие подписчиков.


6
Созданный в феврале 2018 года, по аналогии с большинством остальных татарстанских СМИ, использует канал для привлечения трафика на сайт. Вот уже почти два года он публикует утренние и вечерние подборки с основными новостями и днями рождения чиновников. Интересный ход, ведь дата рождения и биография власть имущих, опубликованная на сайте TatCenter, зачастую является основной причиной для посещения издания.

Канал СМИ занял шестое место по числу новых подписчиков – за прошедший год от него отписался всего один человек. Хуже дела обстоят только у «РБК-Татарстан» и «Реального времени». Успехом TatCenter можно назвать шестую позицию в общем зачете по среднему числу просмотров в день – 266.


7
В декабре 2018 года «РБК-Татарстан» созрело для создания собственного канала в Telegram. Очевидно, что инициатором этого процесса стала Татьяна Ренкова, одна из основных авторов постов в официальный канал издания во время работы в Inkazan. В первой публикации редакция РБК пообещала публиковать ссылки на топовые материалы. Если изначально редакция публиковала посты без ссылки на сайт, то сегодня, по аналогии с каналами других СМИ, в ленте РБК остались лишь короткие подводки к новостям.
8
Made on
Tilda