Авиакатастрофы в Татарстане
Авиакатастрофы – отнюдь не редкость в современном мире. Татарстан, к сожалению, не является исключением. Самой известной катастрофой стало крушение Боинга 737 в ноябре 2013 года. Но мало кто помнит о том, что были и другие происшествия. Inkazan расскажет о нескольких трагических случаях, произошедших в небе над Татарстаном.

INKAZAN
Столкновение в небе
Одна из катастроф произошла 23 января 1953 года. Самолеты Ил-12 и Ли-2 столкнулись в воздухе и потерпели катастрофу в 3 км юго-восточнее а/п Казань( располагавшегося в районе нынешней улицы Патриса Лумумбы), когда экипаж Ил-12 производил набор высоты после взлета, а экипаж Ли-2 шел на посадку.

В тот день была очень низкая облачность и порывисты ветер до 10 м/с. Но главной причиной аварии стал человеческий фактор – диспетчер задал экипажу высоту для посадки 300 м вместо положенной при такой погоде 900 м. По показаниям очевидцев, горизонтальная видимость в тот день была ужасной – снегопад и облачность делали погоду практически неприемлемой для полетов, начальник аэропорта принял решение полеты не прекращать, хотя погода для вылета и приема самолетов была значительно хуже установленного минимума.

Экипаж Ил-12 произвел взлет в 20:35. По его запросу диспетчер разрешил правый разворот на курс следования по маршруту. Экипаж Ил-12 ответил: «Вас понял». Экипаж Ли-2 в это время доложил: «Прошел дальнюю на высоте 150 м курсом 300°». РП подал команду: «На 150 м выходите на ближнюю, над ближней разворот на 340° правым доворотом, посадочный курс у нас 160°». После этого связь с обоими экипажами прекратилась. Согласно записям на магнитофоне, все команды подавались торопливо и нечетко.

Столкновение произошло в 20:37 на высоте 150 м, т.е. когда Ил-12 набирал высоту по прямой, через 105 секунд после его взлета. Левый мотор Ли-2, находившегося в правом развороте, ударил в нижнюю часть хвостового оперения Ил-12. Обломки упали в поле между аэропортом и поселком Вознесения. Погибли оба экипажа - 11 человек.

Птицы и пальто
Подавляющее большинство столкновений с птицами не приводят к каким-либо последствиям для полёта или для самого воздушного судна, в небольшой части столкновений отмечаются те или иные повреждения элементов планера и двигателей, но, в отдельных случаях последствия столкновений могут иметь острый и даже катастрофический характер.
В апреле того же 1953 года произошла еще одна воздушная авария, которая по роковому стечению обстоятельств унесла жизнь пассажира, хотя этого могла и не случиться. 30 апреля 1953 года самолет ИЛ-12П вылетел из аэропорта «Внуково». Рейс 35 из Москвы в Новосибирск с промежуточной посадкой в Казани выполнял самолет, выпущенный всего четыре года назад, поэтому его техническое состояние не вызывало вопросов. На борту находились 18 пассажиров и пятеро членов экипажа.

Вылет из Москвы состоялся в 19:11 вечера. Самолет без проблем набрал высоту и продолжил полет над селом Суроватиха. Обойдя грозовое облако, ИЛ на высоте 600 метров вошел в воздушное пространство казанского аэропорта. В 21:33 экипаж самолета запросил разрешение войти в зону круга, после чего судно снизилось до 300 метров.
Вдруг что-то сильно ударило по обшивке самолета. По словам пилотов, у них даже «потемнело в глазах». В тот момент никто не понимал, что самолет пролетел сквозь стаю птиц.
Последствия столкновения самолетов с птицами
От удара об летящих птиц у ИЛ-12 сильно помялась обшивка. Это были не все неприятности: в двигателях самолета после столкновения упала мощность. Потом одну из уток при обследовании обнаружили в левом двигателе. Самолет начал терять скорость и высоту. Пилоты приняли решение — сажать самолет на Волгу.

Ни один из пассажиров не получил ранений при посадке советского ИЛ-12П. осадив самолет на поверхность Волги, недалеко от Речного порта, экипаж объявил эвакуацию. В салон стала быстро поступать вода. Трудностей пилотам прибавил груз, который закрыл выход из их кабины. Пассажиры смогли разблокировать дверь в кабину и летчики покинули салон. Перед тем, как посадить судно на Волгу, члены экипажа передали по рации в салон, что вынужденная посадка состоится на мелководье. Большая часть пассажиров неправильно поняла послание: они подумали, что самолет не уйдет под воду и начали собирать свои вещи. Кроме того, они надели верхнюю одежду. Купившие билет летели в Новосибирск, где средняя температура в апреле -10.

Сейчас трудно сказать, было ли сообщение экипажа просчетом. Когда самолет сел, глубина речной воды под ним составила 18 метров. Через некоторое время он утонул. Пассажиры в пальто и вязаных свитерах, нагруженные чемоданами, прыгали из него в холодную воду.

Спасали пассажиров и экипаж казанцы на своих лодках. Один мужчина так и не дождался помощи. Его плотное пальто, которое он решил надеть перед эвакуацией, утащило его под воду. Он был единственным, кто погиб в ходе аварийной посадки. Остальные пассажиры и члены экипажа были спасены.

Капитан покидает судно последним
Еще одна авиакатастрофа, повлекшая гибель людей, произошла прямо над Казанью летом 1976 года. Самолет Ан-2 выполнял внутренний пейс Казань –Черемшан. Сразу после взлета экипаж сообщил диспетчеру о тряске двигателя , а позднее и об его отказе. Пилоты попытались начать снижение и разворот, однако самолет задел крыльями провода ЛЭП – его развернуло, а в салоне возник пожар.
По официальной версии, пожар возник на земле – пассажиры и второй пилот сумели покинуть борт, а капитан, руководивший спасением людей, погиб в огне. По еще одной версии, высказанной очевидцами, самолет во время аварийного снижения летел над самыми крышами пятиэтажек и пассажиры сумели выпрыгнуть на них.
Посадка произошла на улице Аделя Кутуя в 08:11. На земле повалены 7 деревянных столбов телефонной линии и одно дерево, оборваны два провода ЛЭП.

В аварии погиб капитан воздушного судна.

Всего за последние 50 лет в Татарстане произошло более 50 аварийных случаев, в половине из них пострадали люди.

Made on
Tilda