Архитектурное наследие казанских купцов
Современные улицы Казани хранят память о том, каким город был в минувшие века. Немалую роль в формировании архитектурного облика столицы Татарстана сыграло казанское купечество. Inkazan расскажет о том, какое архитектурное наследие оставили после себя казанские купцы.
INKAZAN
Кем были купцы рубежа XIX и XX веков? Законодательство не дает юридического определения купечества и относит купечество к одному из разрядов т.н. городских обывателей, наделяя его особыми правами состояния, приобретение которых обусловливается взятием установленного торгового свидетельства.

Купец предстает как посредник между производителем и потребителем товаров. Такое представление о купце довольно близко характеризует его в конце XIX века. Однако, позже купцы все чаще становятся владельцами частного торгового предприятия и собственного производства.

Купцы, будучи людьми состоятельными, часто подчеркивали свой статус строительством дорогих особняков, возводили богато отделанные «номера» и пассажи.
Дом Кекина
Дом, стоящий напересечении улиц Горького и Галактионова, — один из самых приметных в Казани. Таким его сделала и причудливая архитектура, и имя владельца. А владельцем этого дома был Леонтий Владимирович Кекин

По своей древности Купеческий род Кекиных вполне может поспорить со многими дворянскими. Впервые Кекины упоминаются в дозорных и переписных книгах Ростова Великого в 1615 году — тогда Аникей Кекин владел полулавкой в сапожном ряду и платил за неё «по двадцати алтын на год». А уже дети Аникея Киприян и Клим Кекины выписываются из посадских людей в «сокольи помытчики», то есть становятся царскими охотниками, на обязанности которых было «ловить и помыкать ястребов и соколов». Торговая натура Кекиных не давала им целиком сосредоточиться на царской службе. Они занялись торговлей с кочевавшими по уральской линии киргиз-кайсаками — так тогда называли казахов.

Владимир Леонтьевич Кекин был не только купцом, но и общественным деятелем. Он принимал самое живое участие в жизни местного отделения Русского музыкального общества, а его жена Любовь Владимировна стала прототипом героини романа, печатавшегося в одной из газет той поры.
До 1902 года на углу Большой и Малой Лядских улиц находился дом водочного заводчика Санина, перешедший затем в собственность Воскресенской церкви. В 1902 году приобретенный Леонтием Владимировичем Кекиным, сыном Владимира Леонтьевича, участок преобразился — старый двухэтажный дом был разобран, участок спланирован. Проект нового здания был заказан Генриху Бернардовичу Рушу, архитектору, известному как распорядителю работ высочайшего класса.

Большое, сложное в постройке из-за тесноты участка, здание было возведено за один строительный сезон. Это было первое в Казани здание, при строительстве которого работы велись и ночью — впервые на стройплощадке был использован электрический свет.
Уже в августе 1903 года в газетах стали появляться объявления первых заведений, разместившихся в новом здании. А затем сюда переехало правление Казанского округа путей сообщения, женская гимназия, а на первом этаже развернул винную и гастрономическую торговлю старообрядец Агафон Васильевич Афанасьев, этот казанский Елисеев. Дом был в собственности купца около 15-ти лет, а затем случилась революция. Последнее упоминание о Кекине нашлось в архиве казанского коммунхоза за 1918 год: в документах говорится о реквизиции у Кекина угля для отопления, экипажей и шести комплектов упряжи для лошадей.
Дом Ушкова
Одним из самых примечательных архитектурных памятников является дом Ушкова. Сейчас здесь расположена Национальная библиотека Татарстана.
Особняк, построенный в 1908 году на месте строений купца Романова, связан с именем одного из сыновей владельца химических заводов Константина Ушкова — Алексея. Во время учёбы на естественном факультете Казанского университета Алексей Ушков женился на Зинаиде Николаевне Высоцкой — дочери Николая Федоровича Высоцкого, профессора хирургической патологии. В качестве свадебного подарка для жены Алексей Константинович заказал архитектору Карлу Мюфке проект и строительство особняков в Казани и в Москве.
Внешность особняка интересна, но гораздо интереснее его интерьеры, на создание которых заказчик не поскупился. Помещения дома представлены в стилях шинуаз, готики, ампир. Кроме того, в доме обустроен зимний сад со множеством редких растений.

С особняком тесно связано имя Евгения Константиновича Завойского — он жил в одной из комнат двухэтажного, ныне снесённого флигеля во дворе. Именно на время жизни в этом флигеле падает открытие выдающимся физиком явления ЭПР — электронного парамагнитного резонанса.

Отдельного рассказа заслуживают витражи на лестнице работы мастерской Шарля Шампиньоля, знаменитого французского мастера. Но это тема для обстоятельного разговора, пока же отметим чрезвычайную редкость случая, когда в провинциальном русском городе имеются работы художника такого класса.

С 1919 года в бывшем особняке Ушковой разместилась главная библиотека республики, ныне называющаяся Национальной библиотекой Республики Татарстан.
Чернояровский пассаж
Пассаж (фр. passageпроход): крытая галерея с рядом магазинов, имеющая выходы на параллельные улицы. Чернояровский пассаж построен в начале 20 века (в 1901 г.), в стиле модерн с элементами эклектики.
Главный вход выделен широкой каменной лестницей и обширным металлическим балконом, ныне утраченным. Пассаж оставался центром торговли недолго, уже после Октябрьской революции на 2 и 3 этажах помещения переделали под жилые. На первом этаже располагался гастроном и, на тот момент, единственный в Казани книжный универмаг «Букинист».
На сегодняшний день в Чернояровском пассаже ведутся активные работы по восстановлению помещений. Специалисты занимаются укреплением конструкции здания и реставрацией интерьеров.
Казань была единственным городом Российской империи, после Москвы и Петербурга, конечно, в котором существовало 2 пассажа. Чернояровский пассаж стал в Казани вторым зданием такого типа. Заказчиком и владельцем был купец Чернояров. Архитектором – Г.Руш.

Новое здание строилось из уже стоящих на этом месте двух зданий. Перед главным входом была широкая лестница, а над входом - просторный металлический балкон. Лестница и балкон до наших дней не сохранились.
Фасад здания асимметричный. Первый этаж занимала торговая зона. Второй и третий этажи были с коридорной системой планировки, центральной лестничной клеткой, которая хорошо освещалась фонарем. Во дворе у здания были дополнительные помещения, которые были жилыми и соединялись переходами с основным зданием. Флигель во дворе построен в едином стиле со зданием и служил жильем для хозяев доходного дома вплоть до революции. Из семейства Чернояровых вышло немало предприимчивых коммерсантов, известных инженеров и врачей.
Снаружи здание пассажа украшено причудливым декором. Историк Дмитрий Туманов пишет, что в декоре, украшающем фасад, использована масонская символика: два пеликана – закон высокой гармонии, гербовый щит в форме лилии – чистая будущность, изображение змей на щите – мудрость. Декор привлекает внимание пышностью. Арочные окна украшают лепные гирлянды. Большую роль во внешнем декоре здания имеют оригинальные маковки, которые обшиты листовым железом и украшены кованым шпилем.

Материалы, использованные при строительстве здания пассажа, были самыми современными.
При подготовке статьи использованы материалы:
wikipedia.org, vuchich.livejournal.com


Made on
Tilda