Кладбище самолетов в аэропорту Казани отбивает туристов у Болгара и Свияжска
Inkazan побывал на месте последней стоянки лайнеров авиакомпании «Татарстан». Заброшенные самолеты неожиданно стали центром притяжения для молодежи Казани. Больше тысячи людей посещают это место каждый день.

INKAZAN
Лента Instagram в Казани пестрит фотографиями из Лаишевского района. Дальний угол аэропорта «Казань» внезапно превратился в один из туристических центров Татарстана. Импровизированная стоянка в поле забита десятками автомобилей.

Найти кладбище самолетов просто. На аэропортовском кольце мы свернули направо, в противоположную сторону от терминалов. Две сотни метров извилистого асфальта, мимо громадного склада «Почты России». Движение здесь из-за туристов бойкое. В сторону кладбища, кроме нас, ехали еще пять легковушек. В какой-то момент асфальт закончился. Мы проехали еще 200 метров по грунтовке и остановились на месте.

Посмотреть на что было. Три флагмана советской авиации, красавцы ТУ-154 стоят в ряд. Перед ними, особняком Ил-62.
ТУ-154
ТУ-154 самый массовый самолет СССР. Герой фильма «Экипаж», он перевез миллионы людей и был самым быстрым в своем классе. Своей харизмой самолет во многом обязан третьему двигателю, расположенному в хвосте фюзеляжа. Из-за этого не узнать этот самолет невозможно. Пилоты наградили его прозвищами — «Полтинник», «Туполь» и «Аврора».

Народу много. Люди высовываются из кабин пилотов и аварийных люков. Гроздьями стоят на крыльях, бегают по крыше фюзеляжа. Самолеты уже расписаны граффити.
Главной достопримечательностью является посещение салона авиалайнера. Залезть в ТУ достаточно просто. У каждого из 6-ти крыльев трех самолетов навален хлам из дверей люков, сидений и покрышек. Ту-154 низкий самолет, поэтому забраться на крыло достаточно просто. Попав наверх, люди сразу начинают делать сэлфи, стараясь найти кадр, в который попадет сам фотограф, воздушное судно и не попадут другие туристы. Над всем этим муравейником с форсажем взлетают самолеты из казанского аэропорта.

По салону снуют дети. В кабине пилотов растащили все— от кресел до приборов. Лишь туалеты сохранили более-менее узнаваемый вид.
На полу валяются десятки журналов авиакомпании «Татарстан» за август-сентябрь 2008 года. На обложке Андрей Макаревич в фуражке пилота. На первом развороте фото тогдашнего генерального директора авиакомпании Газинура Хайруллина. Он Герой России. Высшую награду страны Хайруллин получил за удачный побег из плена талибов на самолете ИЛ-76.

На страницах журнала Хайруллин поздравляет всех с новым учебным годом.
Справка:
Первый из трех Ту-154М, принадлежал авиакомпании "Татарстан". Серийный номер самолета - RA-85136. Самолет эксплуатировался в среднем 98 часов в месяц, выполнял 10.7 рейсов в неделю.
Средняя продолжительность рейса - 2.1 час. -
Второй Ту-154М с бортовым номером RA-85101 был реэкспортирован в Россию под временной регистрацией B-608L, поставлен Благовещенским авиалиниям. Статистика по
эксплуатации: 109 час. в месяц - средний налёт; 11.2 рейсов в неделю; 2.2 час. - средняя продолжительность рейса.
Ту-154М с бортовым номером RA-85109 также был реэкспортирован в Россию под временной регистрацией B-606L, поставлен Благовещенским авиалиниям. До конца 2009 года проходил КР на Авиакоре. Статистика эксплуатации: Средний налет - 101 час. в месяц, 11 рейсов в неделю. Средняя продолжительность рейса - 2,1 час.
По словам собеседника в казанском аэропорту, самолеты до сих пор принадлежат некому кипрскому офшору, который владел авиакомпанией. Руководство аэропорта не зная, что делать с 4-мя самолетами обанкротившейся авиакомпании решило переставить их в дальний угол.

Самолеты Ту-154М был арестованы в 2010 году за долги офшора Brass Holdings перед «Татфондбанком» в 11 млн рублей. Издание «Бизнес online» сообщало, что холдинг был близок к Ринату и Рашиту Губайдуллиным. Между братьями и тогдашним председателем правления ТФБ Робертом Мусиным произошел конфликт. Братья некогда были партнерами Мусина по банку. Три самолета были единственным имуществом Brass Holdings. За несколько месяцев до ареста их передали в доверительное управление московской туркомпании ООО «Ваш оператор». Но фирма не успела ими воспользоваться. Самолеты остались на территории возле аэропорта Казани в Лаишевском районе РТ.
Распрощавшись с Ту, мы идем к Ил-62. Залезть на Ил труднее чем на ТУ. Самолет выше, и крыло имеет покатую форму. Накаченный мужчина влезает в открытый люк салона под хвостом и спокойно одной рукой затаскивает туда свою девушку. Девушка, полцентнера весом, повизгивает, но оказавшись наверху смотрит на зрителей внизу с гордостью. На крыле молодежь курит кальян. Тут же вниз прыгает нетрезвая группа с аппаратурой для профессиональных съемок.
Ил-62М ранее перевозил губернатора Амурской области Николая Колесова, после того, как он получил пост в 2007 году. Тогда самолет купил завод «Элекон», которым руководит зять Колесова. Ил был выпущен в 1989 году в Казани на КАПО Горбунова. Использовался узбекским авиаотрядом, в 1991 году его закрепили за «Аэрофлотом». В 1993 году его переоборудовали для правительства Узбекистана. Летать Ил перестал в 2008 году. В ноябре того года «Элекон» заключил договор с КАПО Горбунова, согласно которому завод должен был хранить и обслуживать судно. Он истек в 2010 году, но машину владельцам не вернули. "Элекон» подал в суд на КАПО, требуя вернуть самолет и взыскать 34,6 млн рублей убытка. В 2013 году выяснилось, что двигатели Ил используются на другом самолете «КАПО Авиа». Издание «Бизнес online» сообщило, что заводы подписали мирное соглашение, собственником Ил является КАПО.

Безусловно, многие туристы получают здесь шишки, ссадины и увечья пострашнее. Однако это место будит в нас детскую жажду к исследованию. Оно опровергает десятки лекций об организации общественных пространств, прочитанных в Казани. Парки — это конечно ДА, но самолет круче.
Made on
Tilda