Откуда берутся дураки на дорогах Казани
или как я жене автошколу выбирал
Я живу в Кировском районе Казани и, как многие, еду с утра на работу по Кировской дамбе. На этом отрезке пути я периодически попадаю в пробку. Доехав до источника затора, как правило, вижу 2 машины, стоящие на "аварийках". Согласно статистике, с этой проблемой сталкиваюсь не только я - в 2017 году Татарстан стал лидером по количеству штрафов от ГИБДД среди всех регионов России, мы обогнали даже Москву.

Я искренне считаю Татарстан одним из самых прогрессивных регионов и долго не мог понять - как такое вообще возможно? Откуда на наших дорогах столько неадекватных водителей? Ответ на вопрос я получил внезапно, когда моя супруга решила наконец отучиться на права.

Когда проходил обучение, я, как и, наверное, 90% людей, пошел учиться в автошколу, которая ближе к дому и где берут дешевле. Но в случае с супругой, поездив по нашим дорогам и насмотревшись на стиль езды большинства водителей, мы решили, что нужно идти туда, где все-таки лучше учат. Для этого я воспользовался сайтом Auto016.ru, где опубликован рейтинг автошкол города Казани.

Когда перейдете по ссылке, вы увидите, что школы условно делятся на 2 категории: зеленая зона - где количество сдающих с первого раза достаточно высокое, и красная зона - где процент сдачи напоминает скорее вероятность. "Зеленых школ" там насчитывается ровно 20, в то время как "красных" - 36. Следствием этого, как мне показалось, является огромное количество выпускников, сдавших экзамен в лучшем случае "на удачу", которые никуда не исчезают и начинают ездить по дорогам.

Адекватное обучение будущих водителей, на мой взгляд, - главная мера профилактики ДТП, и мне стало интересно, почему в Казани сохраняется такая статистика по автошколам. Будучи журналистом, я решил узнать больше из первых уст и заодно прозондировать почву для обучения супруги. Выбрал самую верхнюю в рейтинге автошколу и взял интервью у ее директора. Название автошколы - "АвтоТехКазань", директора зовут Владимир Анатольевич

Интервью
Владимир Анатольевич Гребнев
Директор автошколы "АвтоТехКазань"
— Скажите, почему львиная доля автошкол в Казани имеет низкий процент сдачи города с 1-го раза?
— Автошкола не самый очевидно выгодный бизнес. Качество обучения всегда зависит от того, сколько ты платишь своим подчиненным, при прочих равных, условно, за 500 рублей человек будет работать качественнее чем за 100, потому что он будет держаться за свое место и делать работу более добросовестно. Но чтобы это работало, необходим еще и постоянный контроль. Мы, например, постоянно проверяем табели по каждому ученику и смотрим, сколько у него прошло практических и теоретических занятий. Если где-то не хватает, спрашиваем ученика почему. Если занятие пропало по вине ученика, назначаем дополнительное, если по вине инструктора - выясняем у него, в чем дело, и тоже назначаем. Контролируем достаточно жестко, но и зарплату я плачу существенно выше, чем по остальному рынку. Все это затраты - в итоге хорошо, если моя автошкола выходит в ноль. Это не самый положительный финансовый результат, если ты делаешь бизнес, поэтому многие начинают экономить, что сказывается на качестве обучения.
— В таком случае какой у вас интерес?
— Верите или нет, лично я от этого просто "кайфую", мне интересно людям давать знания и увеличивать количество грамотных и адекватных водителей на дорогах. У кого-то есть возможность только выругаться, когда его подрезают, я же могу влиять на ситуацию более-менее глобально, и мне это нравится. Основной доход я получаю из другого бизнеса, и его мне вполне хватает, но надеюсь, что со временем рентабельность автошколы все-таки повысится.
— Дело только в рентабельности или есть что-то еще?
— Инструкторы. Выстроить с ними грамотную работу - сложная задача. Большинство инструкторов пользуется старой хитростью: "катают" курсанта 1 час, а расписаться просят за 2. Это недопустимо, и мы очень жестко контролируем этот момент. Для успешной сдачи курсант должен посетить не менее 27 занятий по 2 часа каждое. Мы сделали просто: у нас за ученика, сдавшего экзамен с первого раза, инструктор получит значительно больший гонорар, чем за не сдавшего. Такая мера дает инструктору дополнительную мотивацию качественно работать с учеником.
— Многие пытаются "купить" обучение?
— У нас - нет. Мы приучили всех к тому, что у нас надо учиться - заплатить и пропустить часть курса невозможно. Это и нелогично. Представьте, если бы вы спросили в столовой: «Можно я деньги заплачу и даже сверху накину, а есть ничего не буду». Зачем пришел тогда? Но корень проблемы сохраняется - это лень. Вот вы сказали, что учились поближе к дому и подешевле. А почему? Вы же врача так не выбираете, скорее всего, к хорошему специалисту вы и в Москву запросто поедете, и даже за границу. С автошколами почему-то у людей эта логика не всегда срабатывает. Стать адекватным, квалифицированным водителем, не пройдя требуемого минимума занятий - физически невозможно. Правда, сейчас лень потихоньку уходит и это радует, многие ученики к нам ездят и с другого конца города.
— Насколько я знаю, в 2014 ужесточили процесс аттестации автошкол, неужели не помогло?
— Ужесточили. Более того, мы ее первые в Казани и прошли. У нас даже номер подтверждающего документа —16-001-14, т.е это самый первый документ, который был получен среди всех школ. Но это ужесточение касалось материально-технического обеспечения школ. Мы открывались еще 9 лет назад, поэтому закупали двигатели с разрезами на ключевых элементах в качестве учебных пособий, другие детали необходимых механизмов, о которых должен знать каждый водитель. Сегодня многие просто скачивают учебные пособия на флешку, почти не тратясь, и все равно проходят проверку. После аттестации закрылось 3-4, ну максимум 5 школ. К сожалению, ужесточение не коснулось главного - умения работать с этими пособиями и учить по ним людей.

С этого года ввели еще одну важную поправку. Раньше, чтобы получить допуск к сдаче экзамена, только автошкола должна была иметь заключение ГИБДД; сегодня его должен иметь еще учебный автомобиль, на котором курсант будет сдавать экзамен. Сегодня не все автошколы имеют заключение на свои учебные автомобили. Это тоже повлияло на процент сдачи: неопытный ученик привыкает к машине, на которой тренировался, и когда во время экзамена ему дают совсем другой автомобиль, он может теряться и нервничать. Конечно, уметь ездить нужно на любом автомобиле, но экзамен - это всегда стрессовая ситуация, в которой у тебя нет шанса даже немного приноровиться к новой машине.

Поэтому мы потратили много ресурсов на то, чтобы каждый автомобиль, на котором проводится обучение у нас, соответствовал требованиям ГИБДД и имел допуск к проведению на нем экзамена.
— А зачем вообще обучать людей полевому ремонту и устройству двигателя в автошколе? Сегодня повсюду есть автосервисы с нормальными ценами, службы эвакуации, форумы наконец. Это же удорожает обучение.
— А если вы сломаетесь в лесу, где не ловит связь? Человек, имеющий навыки управления транспортным средством и даже права - еще не водитель. Хотя бы базово нужно понимать, как работает твой автомобиль и как починить его при небольших неисправностях, ведь до автосервиса тоже нужно еще как-то доехать. У нас одна девушка жаловалась, что инструктор заставлял ее менять колесо. Я спросил, как часто он об этом просит, она ответила - один раз. Естественно, нужно же хотя бы раз попробовать это сделать, а как быть, если она его пробьет в том же лесу, где связь не ловит? Важный момент - хорошая автошкола не может работать с плохой материальной базой. Если вы пришли в класс, а там компьютеры, столы и 3 плаката, то не нужно думать, что Вас многому могут тут научить.
— Заметил, что цена на обучение в автошколах существенно упала в сравнении с тем, когда сдавал я. Почему?
— Опять же из-за снижения контроля за ситуацией со стороны власти. На самом деле цена, рекомендованная центром экономических и социальных исследований Республики Татарстан при Кабинете Министров РТ, не снижалась - она составляет - 35 000 рублей, раньше примерно столько обучение и стоило. Эта цена составлялась из расчета затрат на необходимое оборудование, инструкторов, пособия и.т.д, чтобы квалифицированно подготовить человека к экзамену. Сегодня вольностей стало больше, например ГИБДД не имеет права прийти и проверить автошколу. Лицензии выдаются бессрочно, жесткого управления системой нет - делай что хочешь. Мы держим цену на обучение на уровне 28 000 рублей, сегодня это одна из самых высоких цен на рынке, но только так можно качественно подготовить курсанта. Эти средства 0 в 0 покрывают затраты на обучение, если цена ниже, то это яркий маркер того, что автошкола на чем-то экономит.

20 ноября участники и эксперты рынка сообщили, что с начала 2019 года обучение в российских автошколах подорожает в среднем на 10%. Увеличение стоимости курсов эксперты объясняют ожидаемым ростом цен на бензин и услуги ЖКХ. Этот факт отсеет, думаю, еще некоторое количество автошкол по стране.

В 2010 и в 2015 годах мы получили кубки и звание лучшей автошколы в Казани. Это стало возможным благодаря слаженной работе профессиональных инструкторов, преподавателей и администраторов.
— Как исправить ситуацию?
— Сегодня вводятся новые штрафы, но на корень проблемы обращается мало внимания. Образование является основой всего: не будет в стране хороших инженеров, если нет заведений, которые их готовят, или, что еще хуже - готовят плохо. Точно так же не будет на дорогах адекватных водителей, пока их массово неадекватно готовят. Но есть и положительные моменты: в школы из "зеленой" зоны набирается все больше курсантов. Люди начинают понимать, что разница в пару-тройку тысяч рублей за 4 месяца обучения с лихвой компенсируется уверенной сдачей экзамена с первого раза и полноценным умением управлять своим автомобилем.
На этом мы и закончили наше небольшое интервью.

Но после него я стал относиться к пробкам, возникающим из-за ДТП, более философски: они возникают просто потому, что в сложившейся ситуации иначе быть не может. Пока будет расти количество автошкол, обучающих по принципу "доехал, ну и слава Богу", будет расти и количество ДТП, и никакие новые штрафы на ситуацию не повлияют. Мы уже давно шутим про "купил/а обучение", но на деле даже те, кто права не покупал, а вполне легально сдал с 3-го, 5-го, 10-го раза, по "квалификации" ничем не отличаются от этих товарищей.

Здесь вернее сказать не "купил обучение", а "сэкономил на правах", сэкономил несколько тысяч рублей, с десяток часов времени, зато успел лишний раз посмотреть сериал или сделать что-то по дому. Вот только страховка в лучшем случае покроет ремонт авто, жизнь и здоровье она не вернет.

Что же до супруги, думаю, читателям уже очевидно, куда она записалась. Скажем так, в автошколу из "зеленой" зоны. Рекомендую тем, кто подумывает о получении прав и о том, чтобы стать компетентным участником дорожного движения, последовать ее примеру. Можно бесконечно искать виноватых, но начинать все равно всегда нужно с себя.

Адреса филиалов АвтоТехКазань
Казань, Назарбаева, 45А
Телефон: +7 (843) 203 - 34 - 53
Казань, Проспект Победы 78
Телефон: +7 (843) 226 - 03 - 06
с. Песчаные ковали
Октябрьская, 10А
Телефон: +7 (843) 296 - 12 - 22
Made on
Tilda