История Булака
От оборонительного рва до декоративного канала
Сегодня Булак – это одна из любимейших достопримечательностей горожан и гостей Казани. Однако не все знают, что в средние века он играл важную роль в городской фортификации, а в 19 веке являлся судоходным каналом для купеческих лодок. Inkazan подробнее расскажет о знаметитом казанском Булаке.

INKAZAN
Возникновение Булака
Название канала произошло от устаревшего татарского слова «болак», означающего «небольшая речка». Ученые предполагают, что озера системы Кабан и протока Булак возникли на месте старого русла Волги. Река в течении долгого времени меняла свое направление, оставив позади водоемы, которые постепенно вошли в черту города.

Во времена Казанского ханства Булак служил частью фортификационной системы города и ограничивал поселение с запада. Только в 17-18 веках Булак стал частью Казани.
Интересный факт:
В средневековье дно Булака было вымощено дубовыми бревнами. Вот что об этом писал профессор Казанского университета Николай Загоскин еще в конце XIX века

Оказывается, что в очень старинные годы Булак пользовался гораздо большим вниманием со стороны казанских обывателей, чем в наш просвещенный конец 19 века. Он был в то время, действительно, «протоком» и о нем заботились. После большого пожара 1815 года обнаружились дубовые бревна, которыми были когда то выложены дно и откосы Булака, - писал ученый.
"Гнилой Булак"
До начала XVII века рдом с Казанью было два канала, и если основное русло Булака проходило примерно там же где и нынешнее, то второй канал проходил в районе современной улицы Профсоюзной. Каналы с древности носили имена Булак и Гнилой Булак. Гнилой Булак получил свое название из-за того, что использовался горожанами как сточная канава – именно туда выбрасывали и сливали различные отходы. В начале XVI века Гнилой Булак описывается как смердящая клоака. И хотя основное русло эксплуатировалось по- видимому не менее интенсивно, питавшаяся в том числе и родниками река, наоборот упоминается как источник воды высокого качества.

Это известно достоверно, так как еще до взятия Казани Гнилой Булак начинают засыпать (хотя окончательно он перестанет существовать в XVII веке), а современный Булак приобретает нынешние черты.
Булак представлял из себя и определенную границу между руской и татарской частями города.
В 1722 году Казань посетил император Петр I, который пожелал осмотреть весь город. Побывал он и в Татарской слободе за Булаком, где, по словам ученого Николая Загоскина, «милостиво разговаривал со старшинами татарского общества».

Вплоть до середины 19 века Булак служил и другим важным рубежом, являясь естественной водной преградой на пути распространения пожаров, неоднократно бушевавших в городе.
Во время опустошительного пожара 1742 года, который распространился в верхней части города, из Благовещенского собора в Кремле вынесли главную святыню храма – мощи святого Гурия (первого Казанского епископа), переправив их на другую сторону от протоки.

В результате пожара территория Кремля серьезно пострадала – сгорел и Благовещенский собор, и расположенный по соседству дом Казанского архиерея. Однако главная святыня кафедрального собора была спасена.
Торговля и судоходство
Бани, гимназии, торговые склады, лавки и пристани - именно так выглядел булак в XIX веке.
Булак играл солидную роль в деловой жизни города. Здесь размещалась Ремесленная управа, несколько страховых контор, три типографии.

Издавна строились на Булаке бани (известна Даирова баня, возникшая в незапамятные времена). В прошлом веке здесь работали три бани:. Жуковского, Боратынского, Меркулова.

Здесь же размещались городское начальное женское училище, вторая мужская гимназия (Левобулачная, 48) и реальное училище (Левобулачная, 44).

В гимназии, открытой в 1838 году, учились революционер Николай Бауман, революционер и ученый Владимир Адоратский.

Важная роль отводилась и торговле, которая облегчалась легким доступом речного транспорта на Булак.
На реке было два шлюза: один на устье, другой возле здания нынешнего педиститута, которые регулировали нормальное движение по Булаку. С этой целью, через Булак был перекинут некогда подъемный мост (назывался он Жарковским, по именин построившего его купца) – для прохода в ночное время торговых судов к складам на берегах реки. Этот знаменитый в Казани мост, одна из ее достопримечательностей, сгорел во время большого пожара в 1815 году.
Мосты Булака
1
Батуринский мост
Ранее именовался Сенным мостом — соединяет улицы Парижской Коммуны (бывшую Сенную) и Университетскую.
2
Дегтяревский мост
Также известен как Дегтяринский мост — соединяет улицы Галиаскара Камала (бывшую Поперечно-Тихвинскую) и Астрономическую (бывшую Поперечно-Воскресенскую).
3
Романовский мост
Ранее назывался Варламовским мостом — соединяет улицы Кави Наджми (бывшую Поперечно-Воскресенскую) и Мартына Межлаука (бывшую Большую Варламовскую).
4
Лебедевский мост
Заложен в 1901 году, при городском голове (1899—1903), Почётном мировом судье Казанской губернии, Председателе попечительского комитета о бедных, Почётном попечителе Казанского реального училища — А. А. Лебедеве. Однако из-за нехватки бюджетных средств достроен он был только в 1907 году, причём за личный счёт бывшего главы.
5
Ложкинский мост
Ранее носил название Кузнечного моста, Гостинодворского моста, Владимирского моста — соединяет отрезки улицы Чернышевского (бывшей Гостинодворской). В начале XX века по деревянному мосту проходил трамвайный маршрут. В 1958 году мост сменён железобетонным
6
Жарковский мост
Известен также как «Кремлёвский мост» — построенный на средства купца И. С. Жаркова в 1800 году мост, сгорел в 1815 году. Позднее здесь функционировал деревянный мост. После обустройства устьинской части Булака в подземный коллектор это место заняла Ярмарочная площадь. Тем не менее, здесь установлена табличка с обозначением «Жарковский мост»
В середине 50-х годов XX-го века устье Булака засыпали и в основании защитной дамбы был проложен подземный водовод.

В 90-х годах проводились работы по благоустройству Булака – было очищено русло и укреплены берега канала, установлены новые чугунные ограждения, построены фонтаны, лестницы для спуска к воде.

На сегодняшний день Булак является значимой достопримечательностью города, которой уделяют внимание как туристы, так и жители Казани.
Made on
Tilda