Корреспондент Inkazan посетил один из самых старинных монастырей Татарстана - Успенский Зилантов женский монастырь,основанный в Казани в 1552 году. Монастырь был основан на месте стоянки Ивана Грозного и с тех пор пережил немало бед и потрясений.Сегодня этот монастырь находится в прекрасном состоянии. Именно здесь размещалась резиденция митрополита Феофана в то время, когда он только вступил в должность митрополита Казанского и Татарстанского.
INKAZAN
Вход на территорию монастыря расположен в Надвратной колокольне с церковью Михаила-Архангела. На колокольне располагается звонница из более чем десяти колоколов, самый большой из которых весит 7 тонн. В церкви Михаила-Архангела, оформленной в красные и золотые тона. Войти на территорию монастыря может любой желающий, но гости обязаны соблюдать ряд несложных правил: не разговаривать с послушницами, не фотографировать без разрешения, не шуметь пакетами и отключить звуковой сигнал мобильного телефона.
На територии монастыря располагаются пять храмов: собор Всех Святых (Успения Пресвятой Богородицы) ,собор Троицы Живоначальной , церковь св. равноапостольного князя Владимира, Церковь св.мчч. Адриана и Наталии, надвратная колокольня с церковью Михаила Архангела.
Легенда о Зилантовой Горе
По одному из преданий, там, где легендарный основатель Казани хан Улу-Мухаммед заложил город, в огромных количествах водились змеи. Особенно много их было на холме, который впоследствии и назвали Зилантовой горой. Дождавшись зимы, когда змеи уснули, люди хана обложили холм хворостом и подожгли. Но когда все змеи погибли, из холма вылетел огромный дракон и обратил поджигателей в бегство. Это и был Зилант – царь змей.

В одной легенде Зилант был двуглавым, в другой – двенадцатиглавым, в третьей – целиком состоял из малых змей и держал свой хвост во рту.

Предание сообщает, что один батыр преследовал змея и победил его, но был рассечен им на шесть частей. Другой миф повествует о змее, преследовавшем батыра. Но обе легенды склоняются к одному: в честь рассеченного батыра овраг возле села Чурилино, что в Арском районе, зовется Алты-Кутар, что значит «шесть частей».

Слезы Ивана Грозного
Осенью 1552 года состоялся последний казанский поход Ивана Васильевича IV,
15 октября он вошел в город. Летописи сообщают, что молодой царь шел среди тысяч убиенных и плакал. В этот день на берегу Казанки, на братской могиле воинов, павших при взятии города, названной Новым Русским кладбищем, он основал мужской поминальный монастырь, посвященный Успению Божией Матери и всем Святым, дав завещание «на веки веков петь панихиды по убиенным родителям нашим».
Монастырь на Зилантовой горе основан в Казани в 1552 году.
Первоначально он находился около братской могилы русских воинов, павших при взятии Казани. Но это место почти каждый год в половодье заливалось водой и в 1559 году монастырь перенесли на Зилантову гору. Название горы (по татарски – Жилантау) происходит от имени легендарного дракона, якобы жившего на горе. Именно Зилант изображен на гербе Казани. Основной ансамбль монастыря сложился в XVII веке.

В 1732-1740 гг. в монастыре находилась Казанская духовная семинария, а с 1740 года – Новокрещенская школа. Позже оба учебных заведения перешли в собственные здания. В 1829-1850 гг. настоятелем монастыря был архимандрит Гавриил (Василий Николаевич Воскресенский) (1795-1868) – ученый-философ, автор первой в России многотомной истории философии.


Зилантов монастырь на литографии В. Турина,1832 г.
Окрестности Зилантова монастыря на гравюре Э. Турнерелли, середина XIX в.

Колокола Зилантова монастыря
Зилантов монастырь, как поминальный, то есть скромный и небольшой, стоит в этом смысле несколько особняком от остальных. За все время, с тех пор как он был построен в камне, в нем сменилось 4 колокольни, не считая предыдущих деревянных, но ни одна не была особенно высокой и не выделялась из окружающих строений. Колокольни около 50 м высотой еще с XVI века стояли в Свияжском Успенском и Казанском Богородицком монастырях; в новом, XIX веке, после долгого "провала" в высотном строительстве, буквально обрастают 60-70-метровыми колокольнями Раифа, Седмиозерка, Кизицы рядом с Зилантовым. Каждая из них видна была за несколько километров. Но Зилантова обитель и сама по себе стояла на высокой горе, была видна издалека, а места для гигантской звонницы здесь не оставалось. Поэтому до XIX века её колокола висели просто при церквах, как это было у древнейших на Руси храмов Новгорода и Пскова, то есть еще до начала "высотного" строительства XVI века. Возможно, и Зилантов монастырь строили псковско-новгородские мастера.
В начале XX в. Зилантов монастырь переживал пору расцвета. В 1909 году его возглавил архимандрит Сергий (Зайцев), при котором численность братии возросла до 34 человек. В августе 1918 года Казань была занята белочехами, и на Зилантовой горе (как на господствующей высоте) были установлены орудия.10 сентября 1918 года белочехи покинули Казань.

Красные войска, вошедшие в город, расстреляли десять монахов Зилантова монастыря во главе с архимандритом по обвинению в обстреле красногвардейцев. Некоторое время монастырь был бездействующим, но вскоре был заселен монахинями. Женская монашеская община просуществовала до начала 20-х годов, а затем была ликвидирована. Кладбище монастыря, имевшее погребения именитых граждан, уничтожено в 30-е годы.

В 1998 году разрушенный почти до основания монастырь был передан Казанской епархии. Здесь разместилась женская монашеская община.

Фото: Константин Шишкин
Made on
Tilda