Inkazan
Мосты Казани
История возникновения казанских мостов в фотографиях
Мосты являются неотъемлемой частью любого города, расположенного рядом с рекой. Казань не является исключением, ведь рядом с городом протекают сразу две реки – Волга и Казанка. Мы расскажем о трех наиболее примечательных мостах Казани – Займищенском мосте, Ленинской дамбе и знаменитом Миллениуме.

INKAZAN
Ленинская дамба

Мосты на тех местах, в которых мы привыкли их сегодня видеть, были не всегда. Возможность строительства транспортных мостов и дамб тесно связана с индустриальным развитием России. Первая дамба через Казанку у Кремля появилась ещё в XIX веке. Кизическая и Козья слободы долгие годы связывались с городом посредством плавучего моста, перекинутого через русло.

Строительство Кизической дамбы
Неурожай начала 1890-х годов вызвал огромный приток голодающих крестьян в Казань, и у города появились лишние рабочие руки. Голодающим предложили общественные работы. В число таких работ вошло строительство Кизической дамбы, которая позже именовалась Хижицкой.

Царское правительство выделило для строительства 43 тыс. рублей, недостающие 10 тыс. рублей ассигновал город. После строительства дамбы город получил постоянный мост, к которому вела земляная дамба.

В 1915 году дамба была расширена, здесь работали пленные Первой мировой войны (в основном австрийцы и венгры). После расширения Хижицкой дамбы проезжую часть оградили деревянными тумбами.

Мост в советское время
В советское время дамба стала именоваться Ленинской.
Весной 1926 года рекордно высокое весеннее наводнение почти полностью размыло Ленинскую дамбу, разрушив мост. Однако вскоре она была восстановлена, а с 1 сентября 1926 года по ней начали ходить автобусы. До середины 1950-х годов левый и правый берега Казанки в районе Ленинской дамбы соединял деревянный мост.

В связи со строительством Жигулёвской ГЭС и возникновением Куйбышевского водохранилища, русло реки Казанка в черте города существенно изменилось, что потребовало строительства более современных инженерных защитных гидротехнических сооружений. Поэтому, в 1950-х годах рядом со старой дамбой была возведена новая (часть старой дамбы сохранялась в виде уступа с западной стороны новой дамбы). Кроме того, в указанные годы деревянный мост на Ленинской дамбе был заменён на железо-бетонный с капитальными опорами.

Остатки старой дамбы, построенной в конце XIX века до сих пор можно увидеть чуть левее от проезжей части улицы Декабристов. В настоящий момент на ней расположены сооружения МУП «Казметрострой».

В постсоветский период официальным названием стало «Кремлёвская транспортная дамба», а «Кремлёвской дамбой» была названа дамба у кремля, между Адмиралтейской транспортной (бывшей Кировской) и Федосеевской дамбами. Несмотря на смену названий, в прессе и официальных документах до сих пор часто употребимо обозначение «Ленинская дамба».
Милениум

Количество автомобильного транспорта в конце ХХ-го века непреклонно росло и необходимость в переправе с одного берега Казанки на другой ощущалась все сильнее. В связи с этим в 1999 году между проспектом Амирхана в Ново-Савиновском районе и центром города был наведен наплавной понтонный мост, который на долгое время стал одной из основных транспортных артерий города.

Однако мост не справлялся с нагрузкой и было решено начать строительство вантового моста, проект которого давно был в разработке.
Идея постройки четвертого моста через Казанку витала с начала 80-х годов. В 1986 году был готов первый проект. Он был ниже по течению от современного Миллениума и пересекал реку под другим углом. Мост должен был идти с улицы Амирхана на улицу Толстого. Однако экологи выразили протест против строительства. Проект был изменен и мост стал длиннее. Это значительно увеличило стоимость постройки. В связи с распадом Советского Союза проект был приостановлен и вернулся к рассмотрению только в 1994 году. Однако в тот момент состояние третьей транспортной дамбы стало критическим и все средства были направлены туда. А позднее началось строительство метро, о мосте пришлось забыть.

Понтонный мост прослужил вдвое дольше, чем предполагалось – одиннадцать лет вместо пяти. Его демонтаж был начат в августе 2010 года.
Фото:
Николай Голубев, инженер
Строительство Миллениума началось в 2003 году. Полная длина мостового перехода, согласно утвержденному проекту, составила 1524 метра, включая в себя 318-метровую вантовую часть, 517-метровую балочную часть и 689 метров дорожных переходов

Строительство началось с опор 10, 12, 13, 14. Нумерация опор идет с правого берега. Заказчиком строительства моста выступал «Главтатдортранс». Генеральным подрядчиком выступила фирма«НУР». В связи с финансовыми трудностями к весне 2004 года работы на мосту остановились и возобновились под конец года. Тогда же на Зеленодольском заводе имени Горького, начали изготавливать металлоконструкции пролетов.

Второй этап строительства
Завершение
1-я очередь моста была построена практически за 10-ть месяцев и движение по ней запустили в июле 2005 года. Вторую очередь была сдана только в августе 2007 года. Долгая проволочка связана строительством 10-й опоры 2-й очереди. Помехой стал дом, находившийся на балансе КХТИ. В этом помещении располагалась лыжная раздевалка.

Мост обязан своим названием тысячелетнему юбилею Казани, в канун которого и был сдан. Реализованная в пилоне моста буква «М» символизирует тысячелетнюю историю города в связи с тем, что является первой в слове тысячелетие в татарском (Меңъеллык/Meñyıllıq) и латинских (Millennium) языках.

Стоимость сооружения моста составила 3,4 миллиарда рублей.

Займищенский мост
Строительство моста через Волгу являлось одной из важнейших задач для планомерного развития Казани. Единственным способом пересечения реки до этого являлась паромная переправа.

Изначально мост планировали строить в Зеленодольске, в тени железнодорожного моста. В тени это значит - за ним. Однако тогдашний первый секретарь обкома ТАССР Табеев пролоббировал чтобы мост строили именно здесь. Благодаря этому заволжские поселки стали ближе к Казани, а значит, получили толчок в развитии.
Одновременно с мостовым переходом стали строить и северный обход Казани, больше известный как северная объездная дорога. Ее длинна от развязки у Залесного до перекрестка с дорогой на Пестрецы составила 42 километра. Северную объездную планировали строить как дорогу 2-й категории, то есть по одной полосе в каждом направлении. Однако решено было выбрать местом строительства район села Займищи.

Первоначальное место, на котором хотели строить мост в Зеленодольске, было намного удобнее. Ширина русла там восемьсот метров и удобный рельеф берегов. В нынешнем месте, где стоит мост, были проблемы: русло шире, а у правого берега была широкая пойма с мощной протокой. Насыпь, которую строили на ее месте, находилась в зоне переменной воды. Проектировщики предложили укрепить откосы насыпи железобетонными плитами. Это было очень дорого. Группа строителей во главе с Татьяной Зеленкиной заменили бетонные плиты пляжным откосом с уклоном 1/20. А на сэкономленные деньги, северную объездную дорогу построили по 1-й категории – по две полосы в каждом направлении, да еще и с разделительной полосой.

Мостовой переход через Волгу заработал в 1990 году, однако полноценный доступ к московской трассе М7 стал доступен лишь в 1996 году, когда построили вторую очередь мостового перехода через Свиягу.
При подготовке статьи использованы материалы:
wikipedia.org, vuchich.livejournal.com


Made on
Tilda