От средних веков
до наших дней
Часть вторая
Inkazan продолжает рассказывать о том, где располагался казанский посад, чем занимались посадские люди и какие улицы расположились на этом месте в наше время. Первую часть материала, знакомящую читателей с историей возникновения посада, вы можете найти здесь.
INKAZAN
Посад —территория за пределами главного укрепленного городского сооружения (кремля, детинца), населенная посадскими людьми – ремесленниками и торговцами. По мере увеличения территорий посадов, они окружались укреплениями, образуя фортификационные круги вокруг укреплений главных оборонительных сооружений города.
В отличие от кремля с его каменными постройками, посад Казани, заселенный торгово-ремесленным и иным городским людом, был деревянным. Во всяком случае, ни один источник не указывает какого-либо каменного здания в городских кварталах.

Как было вообще принято в средневековье, эти кварталы строились почти стихийно. Дома и усадьбы ставились постепенно, по мере необходимости, считаясь с рельефом местности. В городе было несколько больших улиц, к которым примыкали переулки. Эти основные улицы-дороги остались позднее, в русский период, главными улицами города.
Эти основные улицы-дороги остались позднее, в русский период, главными улицами города.Так, центральная улица татарского кремля проходила почти там же, где и нынешняя — улица Шейнкмана.
Эти основные улицы-дороги остались позднее, в русский период, главными улицами города. Так, центральная улица татарского кремля проходила почти там же, где и нынешняя — улица Шейнкмана.

В направлении современной улицы Ленина, по верху длинного бугра, известного в историографии Казани под названием «Воскресенского бугра» (бывшая Воскресенская улица), проходила основная улица верхнего посада древней Казани, которая, в конце разветвляясь на две части, шла к Царевым и Ногайским воротам.
В направлении современной улицы Ленина, по верху длинного бугра, известного в историографии Казани под названием «Воскресенского бугра» (бывшая Воскресенская улица), проходила основная улица верхнего посада древней Казани, которая, в конце разветвляясь на две части, шла к Царевым и Ногайским воротам.

У подошвы этого бугра с запада, между Аталыковыми и Нижними Ногайскими воротами, проходила центральная улица нижнего посада, почти соответствующая современной улице Баумана.

К каждым воротам шли улицы, переходящие за чертой города в большие дороги.
Были известны Алатская, Арская, Галицкая (Гаречская), Ногайская дороги, названия которых четко свидетельствуют о направлении этих дорог. Некоторые дороги, например, Алатская и Арская, в известной степени отождествлялись с отдельными административными районами ханства, названия которых были связаны с функциями управляющих улусов бывшей Золотой Орды («даруга», «дарухачи»).
Бек Аталык - защитник Казани
Одна из самых ожесточенных битв между Казанским ханством и Великим княжеством Московским шла около посадской стены на том месте улицы Баумана, где сейчас расположены Дом татарской кулинарии. Протоиерей Платон Заринский (1830-1881), настоятель храма в Спасской башне Казанского кремля, издал «Очерки древней Казани» и 16 августа 1877 года даже выступил с докладом на IV Археологическом съезде России, проходившем в Казани. Выступление называлось «Топография города Казани в 1552 году, во время осады его русскими войсками». Учёный-священник обозначил Тюменскую башню Казанского посада, позже переименованную в Аталыкову, на месте будущего ДТК.

Весной 1530 года в результате обострения противоречий между Сафа-Гиреем и великим князем московским Василием Ивановичем «страшное многочисленностью войско в судах и берегом выступило из Нижнего к Казани», как писал Н. Карамзин.

Беку Аталыку было поручено задержать русские войска на так называемом «Царском лугу», занимавшем тогда пространство между Волгой и Булаком, и не дать им вплотную приблизиться к стенам Казани.

Всё лето бек отбивал атаки неприятеля, но был вынужден отступить к мосту через Булак, выходившему прямо к порогам одной из посадских башен, носившей имя Нижней Тюменской. Когда на правый берег Булака ступила нога последнего его воина, Аталык был окружён и после отчаянной схватки вначале ранен, а затем и убит.

В память о выдающемся воине жители Казани назвали Аталыковой посадскую Тюменскую башню, с которой наблюдали последнюю схватку своего защитника.

Казань и Казанский посад на графических реконструкциях
Торговля
Торговля в Казанском ханстве и Казани была сильно развита. Казань фактически заменила Булгар в качестве центра транзитной торговли между Востоком и Западом на Средней Волге. В Казани соединялись важнейшие торговые пути, здесь на Волге, на Гостином острове, каждый год проходила крупнейшая международная ярмарка. С целью лишить татар важных торговых позиций, в 1523 г. великий князь московский Василий III запретил русским купцам ездить на казанскую ярмарку и основал близ Нижнего Новгорода новую ярмарку, получившую позднее название Макарьевской. Однако, по словам С. Герберштейна, «от подобного перенесения ярмарки Московия ощутила столько же невыгоды, как н сами казанцы. Ибо следствием этого явились дороговизна и недостаток в весьма многих товарах, которые привозились по Волге с Каспийского моря, из торжища Астраханского, а также из Персии и Армении» .

Помимо основной ярмарки, в Казани происходили торги и в других местах, например, в Гостином дворе, на Арском поле, нижнем посаде, которые являлись базарами внешней и внутренней торговли в течение года. Казань получала много ценных товаров из отдаленных стран и от ближайших соседей. Важнейшим торговым партнером Казани была Москва — оттуда и через нее из западных стран шли в Казань сукно, бумага, соль, некоторые виды оружия и конского снаряжения, бытовые товары, например, топоры, ножи, иглы, зеркала и т. п. С востока и юга получали шелковые ткани, дамасскую сталь, книги, изюм, вино, восточные пряности и другие заморские товары.

Из Казани вывозились в основном меха, рыба, мед, хлеб, кони, кожевенные, гончарные, кузнечные и ювелирные изделия. Часть этих товаров Казань сама получала от соседей, например, коней из Ногайской орды, некоторые виды мехового сырья — от северных племен. Основная же часть перечисленного ассортимента товаров являлась продукцией казанских ремесленников. Современники отмечают исключительное природное богатство казанской земли, ее богатство хлебом, скотом, медом, рыбой, дорогими мехами.
Ремесла
Кожевенным ремеслом славилась средневолжская земля еще с булгарских времен. Юфть и сафьян, лучшие их сорта под названием «булгари» являлись одним из основных видов экспорта как Волжской Булгарии, так и Казанского ханства. Эти традиции сохранились и до настоящего времени — цветная национальная обувь казанских татар (знаменитые казанские ичиги) и сегодня пользуется большим спросом как в нашей стране, так и за рубежом. Из других видов ремесла необходимо упомянуть кузнечное и оружейное дело. Археологический материал, обнаруженный при раскопках Казанского кремля, свидетельствует о большом ассортименте изделий из черного и цветного металла: орудий труда и оружия, разных бытовых предметов, кузнечных инструментов, тиглей и большого числа железных и медных шлаков.

Археологические находки свидетельствуют также о развитии плотничьего и столярного дела (топоры, долота, стамески и другие инструменты, широком развитии гончарного производства, возникшего на основе булгарского. Казанские гончары изготовляли высококачественную лощеную орнаментированную посуду самых различных форм и назначений: хумы, кувшины, горшки, чашки, сфероконусы и многие другие виды простой и поливной керамики. В письменных источниках имеются прямые указания на наличие пошивочно-портняжного ремесла; они же сообщают о судостроении, когда пишут о военных ладьях, о «борзоходных стругах», о богато украшенном «струге царском». Существование строителей-каменщиков доказывается не только цитированными выше сообщениями современников о каменных зданиях в Казани, но и выявленными там археологическими находками. В строительном деле применяли камень, кирпич, цемент, орнаментальный гипс.
Разрушение посадской стены
В 1729 г., в период правления казанского губернатора Артемия Волынцева, для предотвращения пожаров были сломаны стены Казанского посада, а рвы засыпаны. На месте засыпанных рвов возникла Засыпкина улица, а возникшее здесь поселение стали называть Засыпкинской слободой (в границах улиц Засыпкина (ныне Федосеевская) до Евдокиинской церкви, Япеева, Большой Красной и Батурина.
Использованы материалы: ru.wikipedia.org, prokazan.ru, guide-kzn.ru
Made on
Tilda