Не ПЦР, а стресс-тест:
как рынок лизинга
пережил пандемию
Почему во всей России оставалось только три BMW X5 на продажу? Почему даже при электронном документообороте приходится распечатывать договоры лизинга? Для чего татарстанским компаниям выходить на биржу? О том, как чувствовал себя рынок лизинга в пандемию, рассказал генеральный директор ООО «Лизинг-Трейд» Алексей Долгих в интервью Inkazan.
?
Кто основные клиенты «Лизинг-Трейда»? Изменилась ли во время пандемии структура клиентов?
Наш основной клиент - это малый и средний бизнес, даже микробизнес. Если брать по сферам деятельности, это строители, нефтесервис, перевозчики, общепит.
В пандемию они перераспределили доли: одни активно наращивали автопарк и обращались к нам, другие испытывали проблемы. Например, гостиничный бизнес, общепит сильно просели и свернули программы. Произошли определенные пертурбации на рынке нефтесервиса, многие компании в этом секторе тоже лишились контрактов.
Зато, например, сельское хозяйство стало активнее закупать, обновлять спецтехнику. В грузоперевозках больше повезло тем, кто был ориентирован на большие торговые сети («Пятерочка», «Магнит», интернет-магазины), - они выросли. Компании, которые работали с Китаем, где пандемия началась раньше, почувствовали спад.

?
То есть кто-то даже выиграл от пандемии?
Цены на сельхозпродукцию значительно выросли на мировом рынке, и сельхозпредприятия стали чувствовать себя чуть лучше. Суперзагрузка была у курьерских служб. Потому что люди, оставшись дома, были вынуждены пользоваться услугами доставки. Сильно вырос спрос на перевозки в этой сфере.


Но при этом, кстати, серьезно пострадали компании, которые занимались внутригородскими, междугородними перевозками пассажиров. Их заставляли выходить на рейс, но при этом запрещали везти полный автобус. Поэтому простаивать для них было дешевле, чем работать. Например, в Казани, студенческом городе, учащихся отправили на удаленку, и часть маршрутов просто опустела.


?
Из-за коронакризиса люди стали чаще брать в лизинг дешевые модели транспорта, оборудования?
После пандемии цены повысились. Лучше всего это заметно по европейским и американским моделям. Техника «МАЗ», «КАМАЗ» тоже подорожала, но не так существенно.
Люди стали пересаживаться на более доступные, в том числе китайские, бренды, а малый бизнес и микробизнес перешел на б/у. В какой-то момент мы увидели ажиотаж на рынке бывшей в употреблении техники - было время, когда ее вообще не было в продаже. Не все наши клиенты пережили пандемию, поэтому технику возвращали, у кого-то изымали. И она буквально в течение недели расходилась.


Людям надо было выполнять контракты, а новых машин не было или они стоили очень дорого. Например, в некоторых регионах стоимость трехлетних экскаваторов Hitachi была на уровне цен новых. Приходилось брать б/у. По этому же принципу техника от китайских производителей тоже хорошо выстрелила.

В то же время ощущалась нехватка оборудования на рынке. Причин много: закрытие границ, уход многих производителей на карантин, простой заводов в Китае. К нам приходили клиенты, а ближайшие поставки ожидались только через 3-4 месяца.


?
Кстати, о нехватке техники. После того, как на складах закончились запасы, дилеры начали жаловаться на дефицит автомобилей. Столкнулась ли компания с проблемами в поставке машин?
Да. Это в первую очередь касалось легковых автомобилей, потому что производители перестали заказывать на склад. Они думали, что пандемия это надолго. А летом, когда был отскок, все запасы со складов продали.

Но производители уже не могли поставить новые машины, ведь заводы месяцами простаивали. Плюс надо понимать, что у больших предприятий есть стратегические заказы - от государственных структур, от армии, от «Почты России». Когда выпуск возобновился, они удовлетворяли в первую очередь их спрос. В розницу уходили лишь остатки.

Доходило до того, что в России оставалось три BMW X5 в начальных комплектациях, и даже они обычно были забронированы.

Спрос на некоторые позиции до сих пор не удовлетворен. Они если не супердефицитные, то имеются лишь в ограниченном количестве.
?
Во время коронакризиса многие компании терпели убытки. Отразилось ли это на платежной дисциплине? Просили ли клиенты об отсрочке платежей?

Когда объявили пандемию, многие люди испугались. Непонятно было, сколько продлится локдаун. Первое, что мы увидели: примерно треть клиентов попросила о переносе платежей, о реструктуризации.
Мы начали детально разбираться с каждым случаем, просили подтверждение того, что контракты отложили. Тем, кто это сделал, «Лизинг-Трейд» сделал реструктуризацию, перенес платежи. Половине - на три-шесть месяцев, а остальным - на побольше.
То есть люди думали, что ситуация будет намного хуже. Любая реструктуризация, перенос платежей приводят к удорожанию графиков, поэтому лизингополучатели оценили ситуацию и начали платить.
Такая ситуация была, например, с нашим клиентом - ООО «Фривей». Это азнакаевский перевозчик, который до пандемии взял в лизинг транспорт, а потом попросил об отсрочке платежей.

«Фривей» - компания в Азнакаево заметная, на рынке уже 14 лет. Транспортное предприятие не только обслуживает внутри- и межгородские рейсы, но и перевозит школьников, сотрудников структур «Татнефти», предоставляет строительную технику для работ по программе «Наш двор». Всего в его автопарке около 70 автобусов, легковых и грузовых автомобилей, спецтранспорта.

Как рассказал директор ООО «Фривей» Рамиль Шайхисламов, во время пандемии компания попросила у «Лизинг-Трейда» об отсрочке платежей. График продлили до конца 2020 года, но организация выплатила все даже раньше - в октябре.
?
Во время карантина практически вся жизнь перетекла в цифровой формат. Можно ли в «Лизинг-Трейд» оформить сделку онлайн?
Алексей Долгих
директор ООО «Лизинг-Трейд»
К этой услуге мы готовились до пандемии, у нас практически все было готово. Обкатывать ее пришлось уже во время локдауна. Сейчас все полноценно работает: договор с «Лизинг-Трейдом» можно заверить электронной подписью.

Если до пандемии только 10% наших клиентов получали бухгалтерские документы, счет-фактуры в цифровом виде, то теперь примерно половина партнеров пользуется этой возможностью.

Но есть проблема: не во всех регионах Госавтоинспекция готова принять «цифру». Когда наш клиент приходит ставить машину на учет, с него просят бумажный договор с «живой» подписью. Приходится делать копию для ГИБДД.
?
В январе, октябре и декабре «Лизинг-Трейд» разместил четырехлетние облигации. Какова сейчас структура кредитного портфеля «Лизинг-Трейд» - банк в ней доминирует, или компания привлекает значимые средства извне?
Изначально у нас банковское фондирование было на уровне 90-95%. За два-три месяца до пандемии мы начали работать над тем, чтобы получить деньги не обычным способом, а через облигационные займы. Из-за кризиса размещение пришлось сдвинуть, но чуть позже мы осуществили свои планы. Сейчас доля облигационных займов в портфеле компании составляет около 25%
?
Если о размещении подумывали до пандемии, получается, что к выходу на биржу сподвигло что-то другое?
Раньше размещение облигаций компаний подобных нашей было закрытым, по подписке. То есть фактически операции проходили через Московскую биржу, но покупатели обычно заранее были определены. Такой вариант нас не устраивал.
Но потом появились три фактора, из-за которых мы решились. Первое - становление рынка ВДО. Второе - доступность рынков. Раньше надо было разбираться со сложными системами, чтобы купить облигации. Но около двух лет назад стали популярны приложения от «Тинькофф»,«Открытия», ВТБ, «Сбербанка», благодаря которым человек может буквально в 2-3 нажатия купить себе акции или облигации. Третий фактор, который сподвиг на выход на биржу, это ставки по банковским депозитам. В России они никогда не были такими низкими, как в последнее время. Это заставило инвесторов искать альтернативу вкладам.

К тому же облигационное фондирование стало хорошей альтернативой банковскому. В один из предыдущих кризисов финансовые организации поднимали ставки, просили досрочно погасить кредитную линию. В эту пандемию банки были гуманнее: поставили платежи на паузу и не повышали ставки. Но новый транш не давали.
?
На что будут направлены привлеченные в результате размещения облигаций средства?
Мы привлекаем деньги только для прямой деятельности - на лизинговые сделки. Облигационное размещение выгодно не только нам, но и конечному пользователю: мы делаем деньги для них более доступными.

Например, этими деньгами мы можем финансировать микробизнес. В чем заключается проблема микробизнеса? Они обычно не очень тщательно ведут свой баланс. Для банков микробизнес, даже эффективный и прибыльный, выглядит как плохой заемщик, поэтому они отказывают. Мы таким клиентам даем финансирование без проблем.
?
Где легче привлечь деньги - на публичном рынке или в банке?
Для большинства лизинговых компаний проще в банке, потому что они ни разу не проходили путь выхода на биржу.

Чтобы лизинговая компания могла получать более дешевые деньги через облигации, нужна публичная кредитная история, нужно вовремя погасить несколько выпусков. Должна быть своего рода история успеха. Поэтому в первый раз почти все платят определенную премию за риски.

Но в отличие от банков здесь никто не попросит погасить обязательства досрочно. В этом плане облигационное фондирование добавляет устойчивости и позволяет более плавно планировать развитие своей компании.

?
Планируете ли в этом году разместить облигационные выпуски?
По нашей стратегии 30% от общего фондирования мы рассчитываем получать на рынке облигаций. По плану объем нового бизнеса на этот год должен быть на уровне 3-3,5 млрд рублей. Соответственно, нужно привлечь через облигации около 1 млрд рублей.

Мы запланировали два выпуска на этот год. Весной и осенью по 500 млн рублей. Первый выпуск по нашей дорожной карте будет во второй половине-конце мая.
На мой взгляд, надо популяризировать выход на биржу. В Татарстане должно быть больше компаний, которые будут привлекать деньги через облигации. Чем больше будет успешных кейсов на рынке, тем лучше. Для нас привлечение все еще достаточно дорогое. Но мы понимаем, что через 2-3 года это будет хорошее подспорье. Все равно рано или поздно будет следующий кризис, и непонятно, как на него отреагируют банки.
В любом случае, услуга лизинга приобретает широкую известность в нашей стране. Становится нормальным брать в лизинг не только автотранспорт и сложное оборудование, но также и более простые предметы - смартфоны, бытовую технику. Я уверен, что через несколько лет мы все будем пользоваться возможностями лизинга. А это большая перспектива роста для нашего бизнеса, и для этого необходимы дополнительные финансы.
Made on
Tilda