ТУ -144
С небес на землю: как сверхзвуковой лайнер попал в Казань?
История Казани ХХ-го века непрерывно связана с авиацией. Здесь в военные годы развернулись передовые закрытые конструкторские бюро, здесь был основан один из крупнейших авиационных вузов страны. Казань знаменита своим авиационным заводом на всю Россию – самолеты и вертолеты Казанского авиационного завода имени Горбунова пользуются большой популярностью, как в нашей стране, так и за рубежом. В Казани находится один из немногих сохранившихся пассажирских сверхзвуковых самолетов ТУ -144, ставших в свое время символом авиационного величия страны. Inkazan расскажет о непростой судьбе этого воздушного гиганта в столице Татарстана.

INKAZAN
В погоне за "сверхзвуком"
В 50-е годы ХХ века развитие авиации сместилось в сторону применения реактивных двигателей. Как это часто бывает, первыми реактивными самолетами стали именно военные образцы: : американский F-100 и советский МиГ-19. После успешного создания серийных военных сверхзвуковых самолетов конструкторы задумались над применением подобных технологий и в гражданской авиации. Сверхзвуковые перевозки могли дать колоссальное преимущество: значительное сокращение времени в пути и отсутствие посадок для дозаправки. Первыми разработку начали английские инженеры, чуть позже над собственным проектом начали работать французы. Однако, для успешной работы двум странам пришлось объединить усилия, в результате чего появился проект самолета «Конкорд».
Советские ученые начали разработку над собственной моделью сверхзвукового пассажирского лайнера в начале 60-х годов. Работа стартовала в Туполевском ОКБ. Первый опытный образец был построен в 1965 году.
Первый полет ТУ-144 состоялся 31 декабря 1968 года - почти на два месяца раньше первого полета «Конкорда». Таким образом, СССР выиграл «сверхзвуковую» гонку.
Французская катастрофа советского лайнера
Первое в истории крушение пассажирского сверхзвукового самолета произошло во Франции в окрестностях Парижа. 3 июня 1973 года советский самолет ТУ-144 рухнул на землю во время показательного полета на 30-м международном авиасалоне Ле-Бурже. В катастрофе погибли 6 членов экипажа и еще 8 человек, находящихся на земле.
Для расследования аварии была создана французско-советская комиссия, в которой председателем был инженер-генерал Форестье, его заместитель инженер-генерал Карур и другие французские пилоты и инженеры. С советской стороны в группу вошли заместитель министра В. А. Казаков, генеральный конструктор Алексей Андреевич Туполев и другие специалисты.

Место крушения советского сверхзвукового пассажирского самолета ТУ-144. Катастрофа произошла в 6,5 километрах от аэропорта Ле-Бурже. Обломки Ту-144 разбросало по территории 1000 на 500 метров, а в городке Гуссенвиль были разрушены 5 домов и ещё 20 повреждены. В катастрофе погибли все 6 пилотов Ту-144, а также 8 человек на земле, включая 3 детей. Ещё 25 человек на земле получили ранения.
СООБЩЕНИЕ О РАССЛЕДОВАНИИ КАТАСТРОФЫ САМОЛЁТА ТУ-144 ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ДЕМОНСТРАЦИОННОГО ПОЛЁТА 3 ИЮНЯ 1973 ГОДА НА АВИАЦИОННОМ САЛОНЕ ВО ФРАНЦИИ.


Французская комиссия по расследованию катастрофы самолета Ту-144 закончила исчерпывающие исследования всех материалов и обстоятельств катастрофы. Комиссии помогала группа советских экспертов, которые оказывали ей наиболее полное содействие, ей также содействовали компетентные организации, проводившие работу в СССР.

Французские и советские специалисты единодушно пришли к заключению о том, что не было выявлено никакой ненормальности ни в конструкции, ни в общем функционировании самолета и его систем.

Вмешательство человеческого фактора представляет собой, таким образом, наибольшую вероятность.

Гипотеза, которая упоминалась чаще всего, учитывает два факта.

С одной стороны, самолет «Мираж-3Р» находился вблизи самолета Ту-144. Хотя расследование установило, что не было реальной опасности столкновения между двумя самолетами, для советского пилота это могло быть неожиданностью и он мог внезапно произвести манёвр для уклонения. С другой стороны, член экипажа — руководитель летных испытаний - находился в пилотской кабине самолета Ту-144 и не был привязан.

Возможно, что последние эволюции самолета Ту-144 могли вызвать падение этого члена экипажа, вероятно, державшего кинокамеру, что происходило в условиях, вызывающих временную блокировку действий пилота.

Эта гипотеза не учитывает, однако, все отмеченные факты, и не было найдено никакого материального доказательства ни для того, чтобы её подкрепить, ни опровергнуть.

В этих условиях комиссия по расследованию и советские эксперты пришли к заключению, что причины катастрофы должны быть объявлены неустановленными и дело закрыто.
После второй катастрофы, которая произошла 23 мая 1978 года, а также из-за низкой рентабельности воздушного судна, было решено прекратить коммерческие пассажирские полеты. В общей сложности, Ту-144 совершил 102 рейса под флагом Аэрофлота, из них 55 пассажирских.
Сохранившиеся самолеты
Каждому самолету этой серии присваивался номер из пяти цифр:
77-106
Москва
77-107
Казань
77 -108
Самара
77-110
Ульяновск
77-112
Зинсхайм (Германия)
ТУ-144 в Казани
В 1985 году Казанский авиационный институт получил имя Туполева, в связи с чем было принято решение о передаче одного из самолетов серии ТУ 144 на хранения казанскому институту. Модель, переданная КАИ, была изготовлен для летных испытаний - на ней стоит специальный прибор, который отключал во время полета какую-либо систему, и испытатели смотрели, как ведет себя машина в аварийной ситуации.

Срок эксплуатации самолета истек и в мае 1985 года он последний раз приземлился на аэродроме 22-го завода. Самолет отогналив отстойник и стали ждать передачи в институт. Жители Казани, узнав о самолете, стали лазить на территорию через дырки в заборе.

30 сентября было решено организовать перевозку ТУ-144. Однако, при транспортировке такого крупного самолета возникли проблемы. Из Москвы были вызваны сотрудники Туполевской компании, которые отсоединили крылья. Потом с помощью тягача, самолет вывезли из проходной завода. Во многих местах, по ходу следования, пришлось опускать провода. Перед 16-м заводом есть подземный переход. Специалисты посчитали, что провозить такую махину над тоннелем, будет очень опасно. Поэтому самолет везли по тротуару, прямо перед проходной 16-го. Для этого там были демонтированы все заборы.

Установить ТУ 144 решили на бывшую баскетбольную площадку. Для этого под шасси самолета установили специальные бетонные плиты. Давление на одно шасси ТУ 144 составляет 40 тонн. Первоначально самолет стоял без всякого ограждения и поэтому в него сразу стали лазить туристы, которые разбирали «на память» все, что могли с собой унести. Сотрудникам кафедры, пришлось организовывать ночное дежурство, для охраны самолета. Через год, удалось договориться с милицией, которая взяла объект под свою охрану. Тогда же был построен и высокий забор.

Музей будет показывать подрастающему поколению, что быть инженером это очень-очень круто. Поверьте, люди будут приезжать в Казань, чтобы увидеть 1000-летний Кремль и наш самолёт.
Альберт Гильмутдинов
Ректор КНИТУ-КАИ
Самолет находился в весьма плачевном состоянии до 15 апреля 2017 года. В ночь с 14 на 15 апреля лайнер в разобранном состоянии был транспортирован на территорию кампуса КАИ на ул.Четаева.
Ректор КНИТУ-КАИ Альберт Гильмутдинов, сообщил, что в самолете откроется интерактивный музей. Стоимость проекта оценивается в 30 млн рублей. Технический интерактивный музей для детей планируют открыть в конце 2018 года, к 50-летию первого полета Ту-144.
Made on
Tilda
Site logo menu