Казань – центр аномальной погоды в России

Казань – центр аномальной погоды в России
Карточки

26 декабря 2017, 10:45
Photo: news.mail.ru
В период руководства Казанью Ильсуром Метшиным в нашем городе установилась аномальная зимняя погода.
Проблемы с расчисткой городских дорог от снега и льда, команда мэра объясняет глобальными климатическими изменениями на планете. Inkazan вспоминает, что, по мнению главы города, мешает решить «зимние» проблемы.
2010: такого снегопада не было с 1966 года

Про хлопоты, которые приносит аномальная погода, Метшин заговорил в 2010 году. В декабре глава города заявил, что власти оказались не готовы к климатическим изменениям. Он признал, что главной причиной пробок на дорогах стала поздняя реакция на обильный снегопад. В качестве главной причины неготовности мэр назвал аномальность погоды в 2010 году.

«Да, с подобными стихийными бедствиями мы не сталкивались ранее. Но аномальная летняя жара и такой же аномальный снегопад говорят об определенных процессах в природе. Нам надо быть готовыми ко всему», - оправдался градоначальник.

Мэр возложил персональную ответственность за предотвращение последствий стихии на тогдашнего руководителя исполкома Алексея Песошина и его заместителя по вопросам ЖКХ и благоустройства Александра Лобова.

Согласно данным «Дневника погоды» Гисметео, количество осадков в декабре 2010 года действительно превышало среднесуточную климатическую норму. Снегопад шел в течение 24 дней в месяц. Количество осадков в 3 раза превышало норму, установленную Всемирной Метеорологической Организацией (ВМО).

Сам мэр во время «стихийного бедствия» в Казани был в Барселоне, где болел за «Рубин». Вернувшись он сказал: «Такого снегопада в городе не было с 1966 года».

2011: чутье Метшина

В 2011 году мэрия Казани стала готовиться к зиме еще ранней осенью. Причиной громких заявлений из дома №1 на улице Кремлевская стали сентябрьские пробки. Начало учебного года и стройки к Универсиаде остановили движение в городе. Водители с ужасом ждали зимы, и мэр решил их успокоить.

По заверениям Метшина, исполком учел ошибки прошлого года. В 2011 у городских властей появились грандиозные планы по уборке снега. На сумму 2 млрд рублей (в основном, за счет лизинга и кредитов) закупили снегоуборочную технику, ее парк должен было вырасти на четверть. В Казани начали строить 5 снегоплавильных пунктов.

На том же совещании глава исполкома города предсказал «аномальность» предстоящей зимы: «Поверьте моему чутью: зима будет очень тяжелая. У людей нервы и так натянуты, как струна. А тут снегопады, пробки. Коммунальные службы в очередной раз распишутся в собственном бессилии. За год мы сделали все, что было в наших силах, чтобы этого избежать. Сейчас надо собраться с силами и дать результат, каждому на своем месте доверился своему чутью».

Чутье обмануло Метшина. Снега было мало. 6 и 27 декабря 2011 года средняя температура днем была выше 0°С. Два раза в городе шел дождь, который стал причиной сильного гололеда.

2012: минус 20-25 градусов зимой - это нормально

В январе 2012 года жители Казани пожаловались на неочищенные от льда тротуары. Метшин признал просчеты в работе коммунальщиков. Но также сделал оговорку, что проблема обострилась только после праздников. Наледь появилась, когда теплая погода сменилась морозами.

Однако перепады температуры с плюса на минус наблюдались только 6 января. Весь остальной месяц климатические показатели незначительно превышали норму (от -4°С до -21°С).

Еще одной проблемой стали ремонтные работы на теплоэлектростанции. Из-за них в 2012 году жители Кировского и Московского районов замерзли в своих квартирах. Похолодания не заметили жители домов, оснащенных узлами погодного регулирования. Выяснилось, что оборудование в таких домах при понижении температуры автоматически перехватывает тепло. Поэтому в домах без узла батареи стали значительно холоднее.

В декабре 2012 года Метшин высказался по поводу проблем с теплоснабжением. Мэр отметил, что низкая температура для нашего региона – обыденное явление.

«По этому обращению, как и по всем остальным, которые поступили в программу, мы обязательно отреагируем. Ни одна жалоба не останется без ответа. Что касается морозов, то я бы не назвал их аномальными. Для нашей полосы минус 20-25 градусов зимой - это нормально, городские службы должны с этим справляться», - заявил мэр Казани.

2014: 23 перехода через ноль

В марте 2014 года мэр Казани подвел итог и назвал прошедшую зиму сложной. Но отметил эффективную работу коммунальщиков. Глава исполкома уточнил, что повысить планку зимнего содержания дорог удалось в особых погодных условиях, когда на дорогах мгновенно образовывалась колея. Погода ударила откуда не ждали.

«Я не припомню за все время работы мэром такие частые перепады температур: переходы через ноль градусов случались на протяжении 23 дней», - заявил он.

В октябре 2014 года глава города объявил о полной готовности городских служб к предстоящей зиме. Глава Казани отчитался, что к уборке снежных заносов готова 651 единица зимней техники, закуплены реагенты, горюче-смазочных материалы.

2015: готовы к морозам, но не к теплу

В ноябре 2015 года Метшин призвал дорожников быть готовыми к любым зимним аномалиям. В том числе, к сильным снегопадам и резким перепадам температуры. Он поставил задачу - не допускать транспортных заторов. Не справляющимся со своими обязанностями подрядчикам обещал презентовать «черную лопату».

«Дай бог, чтобы по итогам сезона мы смогли сказать, что не допустили коллапсов. Зимы бывают разные, но еще не было такого, чтобы мы не объявляли операцию «Буран», - подчеркнул глава города на «деловом понедельнике».

Однако декабрь 2015 года был настолько теплым, что снегоуборочная техника практически не пригодилась. Среднесуточная температура всего один раз опустилась до -15°С, а чаще всего была на уровне от 0°С до -3°С. 22 декабря был установлен рекорд, воздух прогрелся до 3,8°С.

Из-за высокой среднесуточной температуры открытие ледовых городков пришлось перенести, заливку катков тоже не провели в срок. Оказались не готовы к такой погоде и аэропорты. 21 декабря ледяной дождь и наледь парализовали работу казанской воздушной гавани. Посадочные полосы стали скользкими, два самолета из Москвы пришлось развернуть. Рейс Екатеринбург — Казань — Екатеринбург отменили.

2016: пользуйтесь общественным транспортом

В 2016 году проблемы со льдом на дорогах начались раньше зимнего периода. 11 ноября по Казани прошел ледяной дождь, на дорогах и тротуарах появилась ледяная корка. Это привело к временному закрытию казанского аэропорта, перебоям в работе трамваев, пробкам и огромному количеству ДТП. Спецтехника в злополучную ночь практически не вышла на улицы.

Утром сотрудники ГИБДД остановили движение по улице Пушкина. Инспекторы по рации требовали прислать спецтехнику, чтобы обработать проезжую часть: из-за наледи ни транспорт, ни авто не могли продолжать свой путь. Движение возобновили только через час.

Медленное реагирование коммунальщиков снова объяснили аномальной погодой. Метшин заявил, что такие явления бывают всего несколько раз в сезон. Однако в этот раз городские службы, по казанской традиции, оказались к ним не готовы. В свое оправдание глава города сказал о переменчивости погоды.

«Но нужно четко разделять недоработку, неподготовленность и стихию, - высказался градоначальник. – К ней невозможно подготовиться. Важно только вместе своевременно и во всеоружии ее встречать».

Хотя за неделю до этого заявления пресс-служба исполкома распространила информацию о полной готовности спецтехники. Коммунальщики получили поручение не допустить образования гололеда на дорогах, особенно пешеходных тротуарах и остановках. Метшин подтвердил, что при необходимости на уборке дорог будет задействован весь парк дорожной техники и привлечены дополнительные силы.

Когда выяснилось, что коммунальщики даже в ноябре не были готовы к погодным переменам. Метшин попытался оправдаться тем, что Подмосковье и Калуга в более тяжелой ситуации. Также он посоветовал горожанам пользоваться общественным транспортом, без необходимости не выезжать на личном транспорте и одеваться теплее.

Еще одной проблемой для работы городских служб, по мнению Метшина, являлись припаркованные во дворах автомобили. Вместо решения проблемы мэр предложил провести собрания жителей домов и выслушать их пожелания по организации вывоза снега из дворов.

2017: нехватка дворников

В октябре этого года стало известно, что технопарк городских предприятий пополнился 25 новыми снегоуборочными машинами. Также городские службы закупили реагенты.

Но Метшин предупредил, что, несмотря на это, уборка снега на дорогах легче не станет. На этот раз, по мнению главы исполкома, своевременной расчистке могут помешать личные автомобили. Их в столице Татарстана стало на 10 416 больше, чем в прошлом году.

Среди других проблем на ноябрьском «деловом понедельнике» назвали нехватку дворников. По словам глава комитета ЖКХ Искандера Гиниятуллина, дефицит работников возник из-за низких зарплат. Однако он отметил, что на данный момент в бюджете нет средств на их повышение. В качестве решения проблемы Гиниятуллин предложил более продуктивно использовать снегоуброчную технику.

«История не сегодняшнего дня — каждый год такая проблема возникает», - прокомментировал ситуацию глава комитета ЖКХ.

Метшин добавил, что на данный момент городские службы справляются с работой. Но ее объем обязательно увеличится, потому что «зима обязательно наступит».

Зима в 2017 началась по календарю – 3 декабря, но опять неожиданно для исполкома города. В 18 декабря градоначальник заявил, что получает много жалоб на качество уборки снега с улиц города. А плохую уборку улиц чиновники объяснили, как и в далеком 2010 году, выпавшей двухмесячной нормой осадков.

«Зима началась, наледь на тротуарах, к сожалению», - заключил Метшин.

Тогда же мэр сказал, что пройдет по ряду улиц и сам проинспектирует качество уборки снега и наледи. Однако горожане по сей день с осторожностью передвигаются по тротуарам, где снежно-песчаная каша скрывает бугристый лед.