Posted 17 июля 2016,, 17:31

Published 17 июля 2016,, 17:31

Modified 11 сентября 2022,, 18:08

Updated 11 сентября 2022,, 18:08

Евгения Храмова. О конфликтах в интернете

17 июля 2016, 17:31
Частное мнение высказывает конфликтолог Евгения Храмова

фото со страницы в Facebook автора

Еще пару лет назад взаимоотношения отцы-дети складывались по схеме «выйди из-за компьютера». А сегодня, вследствие «революции гаджетов», в сетях сидят семейно. Впору слоганы писать. Например: «Мама, папа, я – в сети сидит семья!» Или «Семейный вечер — в «В контакте» встреча»… Только старшее поколение просто в сети сидит: интересы, хобби, «болталки», знакомства, а дети как в песне у Земфиры – «Девочка, живущая в сети». Они в сети живут. Они в прямом смысле попали в сети. И вызволить их оттуда порою очень сложно. А зачастую гаджетоманы-родители уже и не стремятся вызволять. А надо?

Детям? Нет. У них нет потребности выходить. Они и физически, в большинстве случаев, уже не могут. Без медицинского вмешательства. Потому что выход чреват почти наркотической ломкой. И не будем тут обращаться к исследованиям медиков, которые трубят во все трубы, и уже давно, насколько опасна интернет-зависимость. Посмотрим на проблему с точки зрения элементарной реальности. У детей происходит подмена социальной реальности виртуальной. Сеть – это их реальность: друзья, хобби, эмоции, чувства… Социальные коммуникации выведены из пространства вербалики.

Доказательства? Попробуйте понаблюдать, как в реальности общается ваш ребенок с тем своим другом, с которым часами чатится в сети. Много слов они сказали друг другу за пятнадцать мину -двадцать, полчаса?

Если мало – бьем во все колокола. Потому что вам не просто надо выводить ребенка из сетевых дебрей, а уже пора привлекать к своей проблеме специалистов. Нет, не психиатров, конечно, но с психологом или конфликтологом пообщаться точно стоит. Хотя бы для того, чтобы понять, как выстраивать заново социальное пространство вокруг вашего ребенка. То есть вместе с ним заново учиться жить в социуме, создавать этот социум вокруг себя, своей семьи. Последнее – очень важно. Без семьи вы не освободите ребенка из сетевых сетей. Задумались, как страшновато звучит «сетевые сети»? Сеть в квадрате. Растущая в геометрической прогрессии. Только без фанатизма в отрицании, но и не отрицая проблемы.

Выходите вместе. Дайте возможность гаджету стать просто средством связи – телефонной и видео. Отрегулируйте, прежде всего, себя. Свое время в сети. Вытолкните ребенка из сетей посредством … сетей. Как? Для начала пригласите его через мессенджер «В контакте» встретиться с вами. Например, на кухне. За чаем и плюшками. А дальше? Как говорил известный киногерой: «По обстоятельствам». Они, эти обстоятельства, разными бывают. При вашем терпении и настойчивости у вас все получится. Не сразу. Месяца через полтора. Но ребенок заживет в реальном мире, оставив на откуп сетям толику коммуникативных каналов.

Однако сложиться обстоятельства могут и иначе: виртуальная реальность поглощает психику ребенка быстро и полностью. Все детские и подростковые ответы на вопросы он ищет в ней, а, увы, не у вас. От этого подростковые переживания только усугубляются кажущейся нерешаемостью. Возникают сразу три типа конфликта: «отцов и детей» (семейный), общения со сверстниками (коммуникационный) и отношений с объектами проявления чувств (личностные). Почему возникают? Все по той же причине. Помните общение вашего чада с другом вне чата? Так и здесь: любой коммуникационный процесс, с любой эмоциональной или чувственной окраской, превращается для ребенка в усложненный алгоритм действий. Выражаясь научным языком: нарушены процессы мыследеятельности в рамках вербальной коммуникации. Сложно?

Объясним проще: для того, чтобы ответить на вопрос друга или любимого в сети, у вашего ребенка есть время подумать, потом написать и даже исправить написанное во времени. (Да, да! Спросите у него при случае, как это можно сделать). В разговоре же в мире реальном ответов наши оппоненты требуют незамедлительно, быстро, здесь и сейчас. А для этого нужно уже, как говориться, «шевелить мозгами». А без интеллектуального развития через вербальную коммуникацию, получение информации через другие источники (книги, музыка, фильмы), без воспитания эмоций и чувств у ребенка к этому не придти. Опять же научно: процесс социализации осуществим только через вербальную и невербальную коммуникацию. Переводим, дорогие родители? Да.

На языке отличного родителя это означает: во-первых, интернет – это не зло, но черпать из него информацию ребенок должен уметь. Научите. Не можете сами — подключите специалистов. Учитесь вместе с детьми, в конце концов. Во-вторых, социальные сети – это современный канал коммуникации (общения) для вашего ребенка, но общаться ребенок должен уметь не только в сети. Проследите, чтобы его и вас обошло стороной такое страшное слово, как «социопатия», красивое только в сетевых мемах. В-третьих, только семья способна защитить и «слепить» вашего ребенка.

Семья – ёмкое слово, содержащее не только брачные отношения или отношения отцов и детей. Семья – это огромная совокупность социальных связей. Включайтесь в процесс создания реального социума для вашего ребенка всей семьей. Тогда вы сможете избежать всех тех конфликтных ситуаций, которые несет с собою «сетевое сидение», и специалист по решению конфликтов вам не понадобиться. Если же у вас появились к нему вопросы, то вы знаете где его искать.

Встретимся на портале Inkazan. Мы продолжим нашу конфликтную тему.

"