Posted 13 августа 2016,, 21:03

Published 13 августа 2016,, 21:03

Modified 12 сентября 2022,, 06:41

Updated 12 сентября 2022,, 06:41

Тимур Тимуршин. О выборах

13 августа 2016, 21:03
Частное мнение высказывает помощник кандидата в депутаты Тимур Тимуршин.

Тимур Тимуршин

Традиционно в России выборы — сродни лотерее: в них никто не верит, но явка всегда высокая, в отдельные периоды в отдельных регионах вопреки законам логики и математики она даже превышает 100%, с этой стороной выборов знакомы все граждане РФ, достигшие 18 лет.

В настоящее время я работаю на одного из кандидатов в Государственную думу седьмого созыва по Нижнекамскому избирательному округу №28, и хочу рассказать о некоторых нюансах нашей избирательной системы и законодательства с позиции участника этого увлекательного процесса. Законы в нашей стране в последнее время зачастую пишутся без оглядки на здравый смысл, что недавно (казус с лицензированием навоза) признал даже президент Республики Татарстан Рустам Минниханов.

Не являются исключениям нормы и положения, изложенные в Федеральном законе от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Например, прямо в тексте закона оговаривается, что распространение агитационных материалов стоимостью более 100 рублей приравнивается к подкупу избирателя, но при этом в обычной жизни для чиновников разрешенная стоимость подарка, который не считается подкупом или взяткой, законодательно ограничена суммой в 3000 рублей.

То есть вопреки декларируемому в Конституции РФ принципу равенства граждан страны, порог стоимости подарка для одного гражданина РФ в 30 раз ниже стоимости подарка для другого гражданина РФ, находящегося на госслужбе. Действующее законодательство запрещает размещать на агитационных материалах изображения людей, даже сторонников кандидата, однопартийцев, участников проводимых встреч и других мероприятий, в итоге кандидаты размещают фотографии с проводимых мероприятий, на которых видны только затылки присутствующих.

Камрады, кандидат же встречается не с обезличенной толпой, а с вполне конкретными людьми, и собирается в дальнейшем представлять их интересы на самых разных уровнях, в чем великий сакральный смысл запрета фотографировать тех, кто решил встретиться с кандидатом?

В США, в которых в настоящее время также идет избирательная кампания, подобных ограничений нет, и на фотографиях Трампа и Клинтон мы видим настоящих живых людей, а не обезличенные затылки. Совершенно непонятны отдельные требования, выдвигаемые к документообороту в рамках избирательной кампании. Например, когда речь идет о жеребьевке по распределению бесплатных эфирного времени и площадей в печатных СМИ между кандидатами, обязательным условием участия является либо поданное лично кандидатом заявление в ЦИК (доверенности не прокатывают), либо… отправленное кандидатом с личного факса это же заявление. Почему в XXI веке ЦИК не может принимать заявления, отправленные по электронной почте и подписанные электронной подписью — для меня остается загадкой.

Похожим образом обстоит и ситуация с предоставлением уведомлений в окружную избирательную комиссию о размещении агитационных материалов, причем даже тех, которые распространяются в сети интернет: их нужно подавать непременно в бумажном виде (скриншоты) и на физическом носителе (CD или флеш-карта), по электронной почте такая информация не принимается. Почему бы не модернизировать процесс и не использовать электронную подпись, или вообще создать личный кабинет кандидата, через который можно было бы оперативно и удобно подавать все документы?

Отдельная история с финансовой стороной выборов: на мой взгляд, это самый забюрократизированный и самый безумный элемент комплекса мероприятий, связанного с ведением избирательной кампании. К примеру, есть нюанс с оплатой труда сотрудников, работающих на кандидата, так называемых «волонтеров» или «промоутеров»: согласно налоговому кодексу, кандидат и его предвыборный штаб должны выступать в роли налогового агента и платить за нанятого сотрудника все налоги и социальные взносы со средств, которые заработали сотрудники. В то же время в начале августа этого года зампред ЦИКа Николай Булаев заявил, что выплаты из избирательных фондов кандидатов в Госдуму по одномандатным округам не должны облагаться налогами и страховыми взносами. Вопрос «как разбираться в данной ситуации?» так и висит в воздухе.

Все расходы, связанные с ведением избирательной кампании должны оплачиваться с избирательного счета, и даже для того, чтобы купить сим-карту для приема обращений от избирателей или пачку бумаги для избирательного штаба, кандидат или его финансовый уполномоченный должен получить счет на оплату, отправиться в единственное отделение банка в его избирательном округе, который уполномочен работать со специальными избирательными счетами кандидата, оплатить счет, потом с платежкой вернуться в компанию, которая продала ему товар и получить этот самый товар.

При этом многие организации в стране не работают по перечислению от физлиц, потому что не могут выписывать на них счета-фактуры, таким образом процесс обеспечения избирательной кампании любыми мелочами вроде канцтоваров превращается в полноценный квест. Спасает от этого безумия лишь опять же установленный законодательством допустимый лимит финансовых нарушений в два миллиона рублей, полагающийся кандидатам-одномандатникам.

Нюансов, подобных описанным выше, в российском законодательстве хватает, и, к сожалению, несмотря на заявленный много лет назад премьер-министром России Дмитрием Анатольевичем Медведевым вектор на инновации и модернизацию, наше законодательство остается излишне забюрократизированным и консервативным, что, в свою очередь, отрицательно сказываться на эффективности регулируемых им процессов. И начинать модернизацию страны нужно в том числе и с реформирования и актуализации основных законов и нормативных актов в стране, а не только со строительства Сколково и вбухивания миллиардов в бюджет Роснано.

"