Posted 30 мая 2016,, 17:11

Published 30 мая 2016,, 17:11

Modified 11 сентября 2022,, 18:08

Updated 11 сентября 2022,, 18:08

Жанна Мельникова. О Нуриевском

30 мая 2016, 17:11
Мнение высказывает завлит театра оперы и балета им. М.Джалиля Жанна Мельникова.


В Татарском театре оперы и балета завершился предъюбилейный 29-й Нуриевский фестиваль. Затихли последние аплодисменты, и внутри поселилось привычное опустошение — проделана большая работа, проделана успешно.Марафон нон-стоп из 10 спектаклей, в которых ежедневно заняты до 300-400 человек: вершина «айсберга» — это балетная труппа, музыканты оркестра театра и хор (в двух постановках), а еще плюс обслуживающий персонал от гардеробщиц, билетеров, сотрудников буфета до костюмеров, реквизиторов и гримеров; педагоги, технические и административные службы… Совершенно титаническую работу провели монтировщики сцены, которые еженощно меняли декорации и одежду сцены — это сотни килограмм мягких и жестких конструкций. И от каждого «винтика» в этом механизме зависит бесперебойная работа целого, имя которому — театр.

«Эсмеральда», «Жизель», «Шурале», «Лебединое озеро», «Дон Кихот», «Баядерка», «Спартак», «Анюта», Месса Баха, а в завершение фестиваля три гостевых выступления петербургской труппы Бориса Эйфмана — возможность нашим артистам и музыкантам выдохнуть и взглянуть на фестиваль с другой стороны, как зрители — правда, по-прежнему стоя в кулисах или осветительских ложах: билеты проданы уже в начале апреля, присесть в зале негде.

Эсмеральда

Фестиваль завершен, и вот какой вопрос послесловием вертится в моей голове: а для чего люди приходят на балет? Почему тянутся к этому удивительно условному искусству, которое (в своем академическом варианте) совсем не похоже на реальную жизнь? Ну невозможно же серьезно относиться к историям о принце Зигфриде, который влюбляется в девушку-лебедь и клянется спасти ее от злого гения Ротбарта, или графе Альберте, который переодевшись простолюдином в первые 15 минут балета признается в искренней любви крестьянке Жизели, будто забыв, что уже помолвлен с девушкой своего круга… Что заставляет зрителей два, а то и три часа следить за передвижениями «тел в пространстве», пытаться расшифровать эзопов язык балетного искусства, переноситься в сказочные миры и верить им?

Нет, я понимаю, для чего на балет ходят профессионалы — будь то танцовщики (для меня большая удача иметь возможность общаться с большими артистами, которые расширяют мои горизонты и открывают новые смыслы в искусстве танца) или критики, способные отличить арабеск от аттитюда или «Жизель» в редакции Никиты Долгушина от «Жизели» в редакции Питера Райта. Но для чего балет умному, просвещенному, но не вникающему в эти заморочки «обычному» зрителю? (Кстати, под «обычным» зрителем мы подразумеваем те 2-3 % населения, которые составляют суммарную аудиторию оперно-балетного театра в мире, и это интеллектуальная элита, что и говорить).

Конечно, точного ответа не существует. Кто-то идет на фестиваль, потому что это статусно, кто-то — произвести впечатление на любимую девушку, кто-то — сделать сэлфи, кто-то — потому что билеты перепали… Кто-то смотрит балет и думает о своем, поглядывая на часы, кто-то с удовольствием любуется формами (ничего себе, какие худые все! и ноги как высоко поднимают!). А кто-то (и их, верю, большинство) ощущает магию балета, настоящее чудо — когда артист на сцене делает три па, не произнося ни слова, а мы внутри себя как будто услышали рассказ на полстраницы. Язык балета удивителен — он вкупе с музыкой способен передать тончайшие перепады эмоций, которые и в слова-то сразу не перевести, а нам тем не менее все понятно. Может быть, это заложено в людях генетически — детьми все мы сначала не умели говорить и мыслить абстрактно (что такое любовь? привязанность? предательство?), а все-таки понимали родителей по жестам и взглядам. Неслучайно психологи до сих пор советуют — присматривайтесь к языку тела вашего собеседника, порой подсознание передает через движения совсем иную информацию, чем человек пытается донести словами. Язык тела точен, честен, универсален и интернационален. И балетные им владеют — посредством тела они передают мысли, чувства и образы, это ли не магия!

Dona Nobis Pacem

Не менее важно и то, как «настроен» артист, что он готов транслировать через свое тело. Есть прекрасные танцовщики, которых природа наградила удивительными линиями, потрясающей техникой, божественными данными, но ты смотришь на их танец и не можешь понять, что за историю тебе пытаются «рассказать»? Да, классический балет невозможен без красоты линий и совершенства форм, но он также не срабатывает вне истории, сюжета. Красота красотой, а три часа смотреть на движения, не подкрепленные смыслом, тяжеловато. А вот если возникает и получается история — это захватывает посильнее детектива.

Нынешний фестиваль позволил «услышать» много историй. То, что они были по-разному оценены критикой, абсолютно нормально — во-первых, очевидное тяготение СМИ к скандальности как катализатору читательского интереса никто не отменял, во-вторых, никто также не отменял субъективности восприятия искусства. Мне не раз приходилось слышать полярные мнения об одном и том же спектакле со стороны разных — очень профессиональных — людей: один оценивает это восторженно, другой видит кучу недостатков. У каждого из нас свой бэкграунд, свой фон восприятия: кто-то сегодня в отличном настроении, а кто-то подавлен, кто-то влюблен и все видит сквозь розовые очки, а у кого-то голова болит, и яркий свет его раздражает. Мне кажется, важно помнить, что каждый спектакль существует и играется только для вас и только один раз, что нет никакой объективности, а есть то ощущение, с которым вы выходите после спектакля. И это единственно верное — но только для вас сегодняшних — ощущение. Завтра может быть иначе, поэтому мы идем на балет снова и снова. Наслаждаться, забываться, искать вдохновение, искать смыслы.

"