Posted 14 января 2020,, 07:19

Published 14 января 2020,, 07:19

Modified 17 сентября 2022,, 16:41

Updated 17 сентября 2022,, 16:41

Интервью: экс-министр экономики Татарстана о санкциях, ТОСЭР и самозанятых

14 января 2020, 07:19
Удалось ли Татарстану наладить работу по созданию и функционированию ТОСЭР и ОЭЗ? Почему введение налогового режима для самозанятых – хорошее решение? Может ли Татарстан снизить сумму налоговых отчислений в федеральный центр? На вопросы Inkazan ответил экс-министр экономики республики, проректор КФУ Марат Сафиуллин.

О влиянии санкций на региональную экономику

Под санкциями мы уже более пяти лет, поэтому ряд отраслей, в первую очередь связанных с агропромышленным комплексом, например, производство сыров, показывают, что процессы импортозамещения в этих условиях эффективно работают. Кроме того, достаточно стабильны макроэкономические параметры.

Российская экономика очень разнообразна и многоукладна, и влияние санкций, соответственно, на различные территории весьма отличается. Что касается Татарстана, то показатели демонстрируют уверенную устойчивость. Это связано еще и с тем, что с 90-х годов, со времен программы «Жизнь после нефти» были запущены процессы диверсификации, в первую очередь в пользу нефтеперерабатывающих, нефтехимических и связанных с ними производств. Именно они сейчас определяют основные параметры и особенности развития и роста.

Экономика Татарстана также высоко концентрирована. Поэтому в условиях, когда реализуются большие проекты причем в нефтедобыче, переработке, машиностроении, которые сами по себе большой капиталоемкости, очень трудно говорить о постоянно растущей ритмичности, понимаете?

У нас, естественно, поэтому наблюдаются характерные экономические «волны». Есть так называемые «урожайные» годы, кода наблюдается большой поток инвестиций, и годы, которые, несмотря на неплохие объемы, ввиду большой «базы», сформированной в предыдущие периоды, выглядят скромнее.

Самый главный показатель, мерило, которое характеризует долгосрочную устойчивость, - не объем инвестиций, а доля инвестиций в валовом продукте. В республике она существенно выше среднероссийской - на уровне от 24-28%, что очень важно и дает нам основания на сохранение темпов и на перспективу.

О ТОСЭРах и ОЭЗ

Сейчас в республике очень большая концентрация ТОСЭР, поэтому поддерживать те высокие темпы, которые были в самом начале, действительно очень непросто. Увеличение их количества также серьезно повлияет на загрузку и, соответственно, эффективность. К сожалению, наблюдается некоторая внутренняя конкуренция между ними. Если бы они более распозиционировались - согласовали и разделили свои рыночные «ниши», то в этом плане, мне кажется, можно было бы (работать – Inkazan) получше.

Второй, наиболее сложный момент – ТОСЭР все-таки ориентированы на привлечение резидентов, которые связаны с предыдущим хозяйственным укладом. Для нашей республики было бы очень важно начинать использовать особые налоговые режимы и преференции для формирования экономики будущего. Это связано с цифровизацией, данными, искусственным интеллектом.

В Иннополисе нет якорной компании, которая бы формировала мейнстрим мирового уровня. Да, там есть офисы и крупных, и известных российских компаний, но они используют особую экономическую зону для того, чтобы оптимизировать свои расходы. Но сказать, что они создают принципиально новый продукт, который определяет новую научно-техническую повестку… Надеюсь, в ближайшей перспективе мы это услышим.

В тоже время не могу не отметить, что анализ проектов, которые запустили республиканское министерство экономики, Агентство по инвестиционному развитию, показывает, что мы, по крайней мере в ближайшей перспективе, будем развиваться неплохо, используя в первую очередь природно-географические особенности и преимущества республики в плане логистики. Особенно хотелось бы отметить приход крупных даже по мировым и общероссийским меркам компаний, в первую очередь Wildberries и Ozon.

Это не только распределительные и торговые площадки, но и потенциально новые рынки, возможности для размещения и продвижения продукции наших предприятий не только в масштабах Татарстана, но и за рубежом. Надеемся на синергические эффекты в плане поддержки малого и среднего предпринимательства, увеличения заказов, создания рабочих мест, поскольку именно на этот сектор сформированная ниша.

О налоге для самозанятых

Это очень важный момент, потому что налог позволяет решить одну из самых сложных проблем – бережно и в то же время эффективно включить в экономический контур так называемый серый рынок труда. Это те люди, которые, несмотря на трудоспособный возраст либо на желание работать, не могут в силу тех или иных причин и законодательных ограничений оформить свой трудовой вклад. Соответственно, все, что связано с их социальной защитой, медициной и будущей пенсией становится под угрозу.

В то же время получается несправедливо – «легальная» часть трудящихся испытывает повышенную нагрузку в плане налоговом и всех остальных отчислений и социальных программ. Проект я оцениваю очень высоко. Конечно, черный рынок и серый рынок труда трудно в силу объяснимых причин изжить полностью.

Сколько времени должно пройти? Этот вопрос связан и с культурой, и с отношением, и с экономической эффективностью. Поэтому самое главное - чтобы в течение максимально длительного периода инициатива и подходы, внимание и поддержка государства были на том же самом уровне. В этом случае выход из тени мог бы быть и стабильным, привлекательным, и долгосрочным. Любое административное воздействие либо изменение правил игры как на федеральном, так и региональном уровне, на мой взгляд, - самая большая угроза.

О снижении налоговых отчислений в федеральный центр

Нет, снижение суммы налоговых отчислений невозможно. Тогда нужно изменить весь бюджетный кодекс и всю систему налоговую, которая действует сейчас, и она разбалансируется. Но сейчас запущены национальные проекты, поэтому активное участие во всех национальных проектах и федеральных программах поможет привлечь те средства, которые были мобилизованы в республике, под реализацию важнейших индустриальных, экономических и социальных задач.

У регионов налоговая система единая, но различная концентрация экономических агентов. Это влияет на объем налоговых доходов. Например, налог на добычу полезных ископаемых - это то, что дают нефтяники. Не во всех регионах соответствующие предприятия есть. А система налогообложения у нас единая. Если налоговые отчисления пересматривать, то они не могут быть пересмотрены только в Татарстане, они будут пересмотрены в целом по стране. У нас экономическое пространство и социальное пространство едины.

Для того чтобы поднять экономическую активность, на мой взгляд, самая главная задача - повысить уровень конкуренции. К сожалению, сейчас очень сильно растет государственный сектор со всеми тревожными тенденциями, которые с этим связаны. И падение конкуренции ведет к снижению деловой активности, к падению конкурентоспособности и может запустить застойный процесс.

"