Posted 26 ноября 2016,, 10:06

Published 26 ноября 2016,, 10:06

Modified 11 сентября 2022,, 08:34

Updated 11 сентября 2022,, 08:34

Альфрид Шаймарданов о провинциальных художниках и казанских котах

26 ноября 2016, 10:06
Художник Альфрид Шаймарданов пишет в жанре «наив». Детально прорисованные, красочные герои и обстоятельства создают обманчивое впечатление о бесхитростности и простодушии их автора. Но скрытая ирония сюжетов (а иногда и просто табличка «Сарказм!») возвращают нас в реальность. Художник видит этот мир так же, как мы, ...

— Современное искусство — оно действительно существует? Или это лишь слова, которыми обозначают всё то, что создают модные художники, включая произведения, далёкие от общечеловеческого понимания прекрасного?

— Давайте посмотрим теорию. Задача искусства — отображать в образной, символической форме суть происходящих вокруг событий. То есть искусство существует и будет существовать, пока живет человечество. Другое дело, что могут быть разные формы отображения времени, в котором ты живёшь. Этим занимались все классики — и Репин, и Петров-Водкин, и Малевич. Они просто находили разные формы, работая каждый в своём направлении — реализме, модерне, супрематизме. Малевичу, например, было просто скучно писать в реалистичной манере. Он, во-первых, не особо был наделён рисовальным талантом, а в истории остаться хотелось, как любому из нас. Во-вторых, конечно, ему повезло, что он оказался в нужное время в нужном месте, когда можно было революционным образом продвигать свои идеи. Родись он на двадцать лет позже — в 30-е годы, как все, писал бы берёзки и комсомольские собрания. Древние китайцы, знаете, как говорили? «Художник должен жить при императорском дворе»…

— А разве не «художник должен быть голодным»?

— Нет. Эстетическая оценка того, что происходит вокруг нас — она очень важна и для общества, и для правителей. Вот, например, политическую обстановку в стране императору дают, «рисуют» ученые, социологи, политологи. А художник, как Петров-Водкин, он пишет «Купание красного коня» в 1913 году. А в 1928 году пишет «Смерть комиссара»…

— Исходя из определения, мы сейчас имеем такое искусство, какова у нас реальность?

— Да, но и обратное тоже верно. Художники-провинциалы, живущие за пределами Москвы, думают — раз ты получил ремесленное рисовальное образование, значит, ты уже художник. Но тебе дают просто инструмент, приёмы, а дальше необходимы образное мышление и гражданская позиция. А они даже форму придумать не могут, чтобы выделиться, не говоря уже о позиции. Я знаю таких художников, которые окончили академию… Восемь раз он поступал, наконец, поступил, выучился, снимает копии голландцев влёт, талантище рисовальный! Начинает что-то своё рисовать — банально, скучно, сухо. То есть художника нет, есть ремесленник.

— «Провинциальный художник», в таком случае, звучит как приговор…

— А вы можете назвать хоть одного художника в России, который родился, жил, умер в провинции, став при этом всероссийски известным? Ни одного имени. Есть Шишкин, родился в Елабуге, уехал в Москву, прославился на весь мир. Есть Васнецов, приехавший в Москву из Красноярска. Стать известным можно только через Москву, здесь я никакого секрета не открываю. Потому что все искусствоведы сидят в Москве, при этом они настолько пассивны, что не желают работать с художниками с периферии. Наоборот, они продвигают сюда тех, за кого когда-то взялись, вложили в них время, энергию, финансы. А художники эти могут быть слабее местных и технически, и творчески. Но раз его прославляет столичный искусствовед — значит, он «звезда».

Я в своем направлении, в наивной живописи, человек не последний, прямо скажем. Мои работы есть в Музее наивного искусства в Москве, у Ройзмана в Екатеринбурге в его коллекции «наива», в 2015 году я вошёл в лондонский каталог «NAIV art». Кто-то даже называет меня классиком наивного жанра. Представляете, живой классик? Больше татарских художников наивного жанра никогда не будет, это просто счастливое стечение обстоятельств. Учитывая татарский менталитет, никто не возьмется за кисточку, чтобы писать в наивном жанре.

А в общем, участь провинциальных художников определена и одинакова. Они будут продолжать писать, продолжать говорить о том, что к ним нет внимания, сидеть здесь, никуда не выезжая за пределы Казани, и ждать какого-то волшебника. А никто не прилетит, надо самому работать, самому взбивать это молоко и превращать его в масло. Я надеюсь, что через Москву, через заграницу, мы всё это сделаем и вернемся сюда уже, как Софья Губайдуллина — такие, знаете, старенькие, но в сознании, прославленные на весь мир. И медали нам тоже дадут.

— Кто виноват и что делать?

— В России полностью отсутствует арт-рынок. В топ-500 самых продаваемых художников мира нет ни одного российского — ни Кабакова, ни Шемякина, ни других. Рынок этот нужно формировать и развивать, и художников продвигать. Китайские бизнесмены, например, в отличие от российских, покупают на мировых аукционах китайских же художников, за миллионы долларов, везут к себе в Китай, и там поднимают статус и развивают культуру. И для них «родной Китай, родная культура» не пустой звук.

Про Татарстан я и не говорю — выжженное поле. Здесь нет ни одного профессионального коллекционера, я, по крайней мере, не встречал. В моем представлении, коллекционер это тот, кто покупает не по принципу «мне понравилось», а исходя из возрастающей цены произведения, рассматривает картину как инвестицию. Но для этого нужно знать правила мирового арт-рынка, оценивать, прогнозировать так же, как любые другие вложения. А у нас ни рынка нет, ни специалистов, способных грамотно оценить художественные произведения с точки зрения их рентабельности.

— Майя Плисецкая в Африке, Аршавин перед пенальти, первый татарстанский космонавт на Луне, караван перед Дворцом земледельцев. Какие новые сюжеты картин ждут нас в будущем?

— Никогда проблем не было с сюжетами. Я планирую монументальную картину, метра полтора на метр десять, «Встреча первого президента Татарстана Шаймиева с Ибн Фадланом», в моей интерпретации, разумеется. Это большая работа, но надеюсь осуществить её. Из последнего — «Тише, мыши (Казанским котам посвящается)», даже календарик такой сделали на 2017 год. Я вкладываю в этого кота свой смысл. Видите, какой взгляд у него? Этот кот, учитывая нашу действительность, ведёт себя так, что серенькие мыши сидят тихо в своих норках и не высовываются. Такому коту на зуб неподготовленным лучше не попадаться. Он не случайно чёрный с проседью — эти коты здесь ходят тысячелетиями…

"