Гостиный двор — другое крупное строение на фотографии. В допетровское время он был деревянным, одноэтажным и занимал меньшую площадь. Долгое время по закону того времени гостиный двор имел монополию на торговлю в городе. В конце XVII века деревянный двор был заменён каменным.
В «Описании Казани, составленном в 1739 году М.С. Пестриковым» сообщается: «…при нём (Гостином дворе) вверху таможня каменная же, внутри Гостиного двора рядов: суконный, мелочный, сибирский, железный; к Гостиному же двору примыкает деревянных рядов: серебряный, крашениной, лентошной, кафтаной, шапошной, сыромятной, мыльной, сапожной, юфтяной, прянишной, масляной, солодовенной, горшечной, женские ряды с бельём, рубашками, чюлками, замошной, ветошной, рукавишной, хлебной, табачная продажа; за городом кузнечной, мясной, рыбной; итого всех каменных и деревянных 27 рядов».
Нынешние размеры и конфигурацию в плане гостиный двор принял при перестройке в 1770 году по проекту В.И.Кафтырева. Однако пугачаёвский разгром и пожары привели к запустению двора. При посещении Казани императором Павлом Петровичем была выделена значительная сумма для приведения гостиного двора в порядок. Отстроенное по проекту Ф.Е.Емельянова здание было уже двухэтажным по Воскресенской улице и трёхэтажным (из-за понижения рельефа участка) по Малой Проломной.
Пожар 1815 года снова сильно повредил строение и его восстановление обошлось почти в 17 тысяч рублей. Тогда же фасад по Воскресенской улице украсился 18-колонным портиком. Этот портик исчез при перестройке гостиного двора после очередного катастрофического пожара августа 1842 года. Последней дореволюционной перестройкой было переоборудование части здания под Городской музей и городской ломбард в 1895 году по проекту архитектора Колмакова.
В 1939 году силами специально созданного для надстройки казанских строений треста «Казнадстрой» бывший гостиный двор был надстроен на два этажа. В пятидесятых годах юго-восточный угол здания, прозванного «Бегемотом», рухнул и на этом месте был возведён дом для партийных функционеров и части профессуры, известный в народе под названием «Дворянское гнездо».
В декабре 1987 года выгорели два надстроенных этажа и после долгих дискуссий здание бывшего гостиного двора было восстановлено в двухэтажном варианте. Сторонние организации были отселены и теперь все строение занимает Национальный музей РТ.
Лев Жаржевский.
Фотография 30-х годов прошлого века Фрэнка Феттера. Современное фото Марии Зверевой.