Posted 6 сентября 2010,, 04:54

Published 6 сентября 2010,, 04:54

Modified 12 сентября 2022,, 06:23

Updated 12 сентября 2022,, 06:23

Из реального — в педагогический

6 сентября 2010, 04:54
Из реального — в педагогический

В Казани первое реальное училище открылось в 1875 году, а здание для него городской глава приобрёл в 1876-м. И до сих пор творение архитектора Пашкова на Булаке служит делу просвещения. Казань в фотографиях прошлого века и Казань сегодняшняя. Давайте сравним!

Перед нами здание 1 Казанского реального училища на углу Левого Булака и Варламской улицы.

В России прототипом реальных училищ стали в 1839 году реальные классы для «временного преподавания технических наук». В ноябре 1864 года было утверждено положение о реальных гимназиях, которые были заменены на реальные училища в 1872-м. В 1872 году был издан устав реальных училищ, неполноправной средней школы с 6—7-летним курсом обучения и профессиональным уклоном в старших классах. Этот тип школы предназначался для того, чтобы дать некоторую подготовку обслуживающему персоналу торговых и промышленных предприятий. Пятые и шестые классы реального училища делились на отделения: основное (т. е. общеобразовательное) и коммерческое, а седьмой (дополнительный) класс имел 3 отделения: механико-техническое, химико-техническое и общеобразовательное.

В 1888 году в целях подготовки кадров для развивающейся промышленности были созданы хорошо поставленные и оборудованные средние технические училища. Тогда механико-технические и химико-технические отделения реальных училищ были ликвидированы, а реальные училища преобразованы в общеобразовательную среднюю школу.

В реальных училищах содержание образования было более жизненным, чем в гимназиях. Поэтому реальные училища пользовались сочувствием и поддержкой прогрессивных сил общества. В реальных училищах отсутствовали древние языки, были значительно шире курсы математики и физики, преподавалось естествознание, два новых иностранных языка.

Большое внимание уделялось рисованию и черчению. Русский язык и литература, история, география в реальных училищах преподавались в таком же объёме, как и в гимназиях.

Несмотря на то что курс математики и физики в реальных училищах был шире, чем в гимназиях, и имелся курс естествознания, всё же окончивших реальное училище в университет не принимали. Они могли поступать лишь в высшие технические и сельскохозяйственные учебные заведения — только в этом, собственно, и состояло неполноправие реальных училищ как средней школы.

Это то общее, что полезно знать о реальных училищах вообще. Перейдём к нашему казанскому училищу.

Городское реальное училище было открыто в Казани в начале 1875/76 учебного года, после того как избранная в 1873 г. городской думой комиссия в составе П.Н.Арцыбышева, Н.К.Крестовникова и Н.Н.Булича для «рассмотрения проекта устава реального училища и соображений о том, какое училище полезнее открыть в Казани», признала необходимым учреждение в городе реального училища с четырьмя низшими образовательными классами, с основным коммерческим отделением, включающим в себя пятый и шестой классы, и дополнительным седьмым классом. Приняв предложения комиссии, городская дума из собранного ранее капитала в сумме 117 000 рублей для учреждения коммерческого училища отделила 50 000 рублей как неприкосновенный капитал, проценты от которого предполагалось использовать на содержание дополнительного седьмого класса в коммерческом отделении, а остальные 67 000 рублей направить на постройку или приобретение здания для реального училища. До открытия седьмого класса коммерческого отделения проценты с 50000 рублей было решено использовать на оборудование лабораторий, кабинетов и на подготовку преподавателей «коммерческих наук».

В 1876 году городской голова приобрел на торгах здания на левой стороне Булака для размещения в них реального училища. На содержание последнего думой было выделено в 1876 году 18 761 руб.10 коп., в 1877 году – 21080 руб., в 1880 году – 28227 руб. 50 коп. Училище целиком содержалось на средства города. Общая стоимость работ по обустройству его зданий составила к 1881 г. 112377 руб.99 коп.

Дума неоднократно ходатайствовала перед Министерством народного просвещения об открытии при седьмом классе реального училища механико-технического и химико-технологического отделений, однако разрешение на это дано не было.

Первым директором реального училища был назначен А.П.Орлов, работавший до того директором Сарапульского реального училища. Почётным попечителем в октябре 1875 года был избран думой А.А.Лебедев, а членами попечительского совета – Д.И.Вараксин, К.И.Романов, И.Н.Журавлев, Н.К.Крестовников и В.Н.Унженин.

Посетивший Казань в 1888 г. министр народного просвещения Делянов, побывав в реальном училище, выразил мнение, что «Казань в деле народного образования достойна стать в ряду лучших городов России».

Следует рассказать немного о Христофоре Григорьевиче Пашковском, архитекторе-авторе проекта здания КРУ. Родился он в 1842 году, обучался в Академии художеств и был выпущен оттуда со званием классного художника и правом составлять архитектурные проекты. Именно Христофору Григорьевичу, служившему в училище учителем рисования и черчения, и было поручено составить проект здания. К тому времени по его проекту уже был построен дом Кекина на Малой Лядской улице (не тот, что на стрелке улиц Галактионова и Горького, а здание бывшего Ортопедического института по Горького,3). Как видим, купцы-попечители и городские власти сделали хороший выбор — здание служит просвещению до сих пор, украшая Булак.

Справка об училище уже стала довольно обширной, но всё же хочется упомянуть о сыне Христофора Григорьевича Донате (Николае) Христофоровиче Пашковском. Именно он сыграл в первом советском игровом фильме «Уплотнение» по сценарию наркома просвещения Анатолия Луначарского.

Творческую карьеру Донат Христофорович начал в качестве актёра Петербургского Александринского театра. После Октябрьской революции, в 1920-х годах работал в театре Госдрамы (Петроград), затем — в Ленинградском академическом театре драмы имени А. С. Пушкина. В 1918—1921 годах преподавал в «Школе русской драмы» при Петроградском Государственном академическом театре драмы. Несколько лет был режиссёром в Государственном академическом театре оперы и балета.

Преподавали в училище люди или уже хорошо известные как специалисты в своей области, либо будущие знаменитости. Среди учеников тоже было немало весьма известных людей, достаточно назвать Вячеслава Скрябина — будущего В.М.Молотова. Но рассказ о них сделал бы короткую справку монографией, поэтому самое время поставить здесь точку.

Лев Жаржевский.


Фото начала 20-го века предоставлено пользователем Val Gima. Современное фото Сергея Елагина.