Ретроспектива: фирменный фасон. Часть 1

24 мая 2011, 10:15
Ретроспектива: фирменный фасон. Часть 1

69 лет — такой срок был отмерен советской моде. Но с распадом СССР существовать она не перестала. Сегодня из неё делают культ, ей поклоняются, её пародируют, перекраивают и перешивают. Всё то, что люди принимали тогда за последний писк моды в Стране советов, на самом деле перекочевало к нам из Старого и Нового света. Сегодня в «Ретроспективе» Инказан показывает и рассказывает, как одевались казанцы в Советском союзе.

После революции, несмотря на сильное социальное расслоение и бедность основного населения императорской России, высшее сословие было избаловано европейской модой (её основные признаки — длинная драпированная юбка, завышенная талия, открытые плечи, френч, разнообразные мужские галстуки). Чтобы сравнять всех под одну гребенку, в новой стране запустили прозодежду (производственную одежду), иначе говоря — униформу. Народ носил её без особого энтузиазма, линия провалилась. И тогда было объявлено, что [mceTxtCut]мода развращает мозги советского человека.[/mceTxtCut] То есть, не хотите по-нашему — будет никак. Вот так, буквально с чистого листа началась история моды в СССР.

Конечно, народ не сразу принялся скидывать одежду былой России. Чрезвычайная бедность учила людей быть бережливыми. Вещи того времени не отличались разнообразием форм, сегодня они известным нам благодаря характерному рисунку — матрасному тику. Повседневную [mceTxtCut]одежду шили из постельного белья, праздничную — из штор, портьер и тюля. [/mceTxtCut]Сейчас это называется популярным словом «винтаж». Часто винтаж путают с чикагским стилем (он сформировался в то же время на Западе).

Кстати, глубина выреза женского платья напрямую зависит от внешнеполитический связей. [mceTxtCut]Насколько запертой была страна, настолько закрытыми были и платья. [/mceTxtCut]Вспомните туалеты, которые носили русские дамы — в начале века, советские женщины — в середине века и платья, что российские женщины носят сейчас. А теперь вспомните политическую обстановку в стране.

В 50-ых годах для простых советских граждан работали толкучки. Иногда случались и импортные ярмарки, которые сбывали одежду западного производства — финскую, австрийскую, югославскую, итальянскую. Как бы сейчас сказали — люксовую. Купить такие вещи могли только люди узкого круга. К таким торговым точкам относилась и знаменитая «100-я секция ГУМа». Позже появилась закрытая сеть магазинов «Берёзка». Под таким исконно русским названием прятались тогдашние бутики, вход в которые был заказан. Там отоваривалась «внешка» — те, кто по долгу службы имел дело с заграницей.

До середины 20-го века считалось эстетически приемлемым занашивать вещь до дыр. [mceTxtCut]Если одежду в семье покрывали многочисленные заплатки, семья считалась морально благополучной и бережливой. [/mceTxtCut]Этот факт, кстати, аукнулся в конце 90-ых — начале нулевых, когда началась тенденция на рваную одежду как своеобразный протест против всего устоявшегося.

В 59-м году тяжелый занавес Советского союза немного приподнялся и первым, кто осмелился сюда войти, был Диор. Триумфальный показ его коллекции настолько потряс Москву, что она до сих пор с ностальгией вспоминает то время. А ведь [mceTxtCut]Диор совершил всего-навсего одну маленькую хитрость[/mceTxtCut] — спустил свои модели с подиума и вывел их в народ. Народ сначала пребывал в культурном шоке, а потом бросился рисовать лекала на диоровский манер.

Как и везде, законодательницей мод в СССР в то время становятся эстрада и экран. 70-ые года ознаменовались распространением забугорного стиля хиппи. Как альтернатива ему [mceTxtCut]искусственно внедряется фольклорный стиль,[/mceTxtCut] осовремененный, доработанный. Этакая этническая эклектика, идеологически правильная, партийно одобренная.

[mceTxtCut]Вещи в магазины тогда не привозили, а выкидывали или выбрасывали. [/mceTxtCut]Слово «дефицит» произносилось с той же интонацией, что и «военная тайна». Чтобы как-то разнообразить свой незатейливый гардероб, женщины стали оккупировать курсы кройки и шиться. Шили и вязали все и везде — в очереди, в трамвае, в парикмахерской. Быть модным в Советском союзе означало соблюдать фасон и носить качественную одежду. Выделяться, то есть одеваться экстравагантно, категорически не приветствовалось.

Когда век перевалил за половину, в моде появляются первые признаки послаблений. Если костюм 60-ых годов был цельным ансамблем, то костюм 70-ых годов становится сборной солянкой — вот вам и отечественные хипповые отголоски. Кстати, сегодняшние тенденции находятся на модном витке конца 60-ых годов. Именно тогда случился пик разнообразия форм и фасонов.

Когда Хрущев развенчал культ личности, творческая интеллигенция восприняла это как возможность самовыражения. Тиски ослабли. В моде второй половины 70-ых проявились две тенденции. С одной стороны умиротворенность происходящим в стране, с другой стороны — первые попытки гендерного обмена. Мужской костюм становится более мягким, появляются очертания фигуры, стирается строгость линий, мужчины начинают привыкать к повседневным украшениям — запонкам, платочкам, кольцам-печаткам. Но пока еще только — привыкать. Женщины напротив делают попытки носить строгие сорочки на манер мужских рубашек и классические брючные костюмы. Чем всё это закончится, мы, конечно, уже знаем. Но расскажем об этом во второй части ретроспективного репортажа о моде в СССР.


Фотографии из архивов семей Руслановых, Щербаковых, Нефедовых, Мухаметзяновых и Замалеевых.

#Общество #Новости #Денис Объедкин #Мода #Одежда
Подпишитесь