Архитектор-урбанист о современной Казани и проблемах городской среды

28 мая 2013, 17:04
Каждый житель любого населенного пункта, будь то мегаполис, некрупный город или поселок, желает, чтобы окружающее его пространство было не только красивым, но также продуманным и удобным — это работа архитекторов-урбанистов. О разработке общественного пространства, архитектурных фантазиях, инфраструктуре спальных ра...

Мнение о современной архитектуре Казани:

Далия: «Идентификацию города нужно искать не в буквальной метафоричности и символизме (котел, дерево, тюльпан), а насыщая пространство жизнью, уникальной для этого места. А шарма у Казани из-за многокультурности горожан, достаточно.

В современной архитектуре Казани не хватает осмысленности в программном наполнении общественных пространств, содержания. При умелом архитектурном программировании наполнить место жизнью можно и малыми средствами — сначала сделав это место популярным (software), и уже потом — реализовывая идеи физического пространства, нанизывая hardware на уже существующие функции. Это может быть сделано с появлением открытых конкурсов на концепцию. В последние годы было несколько попыток пригласить внешних экспертов, профессионалов по арх программированию, но до конца разработать концепцию, работая бок о бок с местными архитекторами, не удалось».

«За редким исключением «современная» архитектура Казани законсервирована на стадии «Лужковской» архитектуры. Налицо недостаток современных, энергоэффективных технологий и материалов».
«Лужковская» архитектура или «лужковский» стиль — термин обозначающий стилевые особенности в архитектуре Москвы в период нахождения у власти в городе Ю. М. Лужкова. Несёт в себе признаки постмодернизма, историзма и эклектики, заимствуя черты из разных архитектурных стилей — от модерна и рококо до сталинского ампира и хай-тека.

Далия: «Введенное в последние годы «панельное лобби», вновь возвращающее строительство панельных домов (с незначительными улучшениями) на рынок республики, будет с еще большей инерцией тормозить приход современного строительства в город.
Однако бОльшая тревога связана с тем, что подобной осмысленности и интереса к нововведениям на мировой архитектурной арене недостаточно в нашем архитектурном образовании, а значит, современной архитектуре неоткуда взяться в ближайшем будущем».

Мнение об инфраструктуре и планировке спальных районов:

Далия: «Еще недавно “крутизна” одного спального района над другим измерялась количеством хороших школ, отсутствием криминала. Сейчас рейтинг прямопропорционален близости от метро и пути движения маршрута Универсиады».

«Советский район оказался на отшибе, с дисбалансом активностей вдоль единственной артерии– Сибирского тракта. Ситуация может кардинально поменяться в связи с дальнейшим решением прокладывать метро. Хочется верить, что в дальнейшем попытки учитывать мнение горожан перед решением о строительстве новой инфраструктуры будут поддержаны».

Если бы дали карт-бланш, чтобы вы изменили или чем бы дополнили облик Казани?

Далия: «Казань уникальна в своей контрастности,мультикультурности, при этом обладает европейским масштабом, что выгодно отличает ее от Москвы, например. У Казани есть идеальные предпосылки для создания мегаполиса в масштабе человека, не использовать их- непозволительная упущенная возможность. Если бы дали карт- бланш, я бы поставила приоритетом переосмысление общественных пространств, направив все силы на обыгрывание специфики места:

а) Набережные

б) Парки:

В Казани уже есть программа озеленения, восстановления и развития парков, теперь нужна специальная, грамотно разработанная программа насыщения парков, ремонт (апгрейд) сильно устаревшего сценария использования парка.

Для примера редакция приводит фотографии нынешнего состояния некоторых городских парков:

Лядской:

Эрмитаж:

Что на ваш взгляд важного (в архитектурном смысле) потеряла Казань за последние 10 лет? Что приобрела?

Далия: «Есть ощущение, что за последние 10 лет Казань изменилась больше, чем за предыдущие 100. Город меняется так динамично, что уехав на месяц, по приезду его можно не узнать. При этом есть горькое ощущение того, что потеряла Казань больше ,чем приобрела. Из приобретенного — это несомненно, развитие инфраструктуры, которая позволяет городу развиваться дальше.

Среди того, что Казань потеряла, и практически утратила – деревянное наследие в самом центре города: улица Космодемьянской, улица Тельмана, район движения «двойки» — трамвая второго маршрута (как и сам трамвай).

Отсутствие единого видения на развитие города и плана размещения высотности по городу привело к рваной градостроительной ткани города и неоднородности, кичеватости. В погоне за строительством объектов Универсиады Казань потеряла свое лицо. Очень странно было бы, если бы Казань начала становиться новым «Дубаем». Вряд ли подобная «идентификация» это то, за что мы любим свой город. Хочется верить, что новый взгляд на урбанистический ландшафт будет заниматься не только украшательством города, но и благоустройством».

Фото: Марат Гаптрахманов

#Общество #Новости #Денис Объедкин #Архитектура казани #Дилия сафиуллина #Спальный район #Инфраструктура казани
Подпишитесь