Posted 7 апреля 2014, 06:14

Published 7 апреля 2014, 06:14

Modified 11 сентября 2022, 18:16

Updated 11 сентября 2022, 18:16

Партизанинг: мирные бои на улицах города

7 апреля 2014, 06:14
Они вооружены свежими идеями для города и очень опасны для безразличных к удобству городской среды: участники движения Партизанинг не просто пытаются сделать город комфортным и обратить внимание властей на городские проблемы. Они делают это креативно и ярко, совмещая в своей работе уличный арт с решением социальных ...

Активист и участник движения Партизанинг Игорь Поносов занимается уличным искусством уже более 10 лет: начиная с граффити, абстрактных рисунков в стиле супрематизма и простого окрашивания различных городских объектов в яркие цвета дабы привлечь внимание жителей и сделать красочные акценты на фоне серого и унылого города, он постепенно ушел от различных изображений к текстовым посланиям на стенах зданий, организовал несколько выставок уличного искусства и издал три книги об этом творческом направлении в России.

Однако Игорь не остановился на этом и решил совместить уличный арт и общественные вопросы. Его первым социальным проектом стала обычная доска, размещенная в собственном подъезде вместе с фломастерами. Доска – поле для самовыражения, общения и высказывания соседей: о плохой уборке в подъезде, идеях о совместной прогулке на велосипедах и поздравлениях с праздниками. Идея такого общения стала довольно популярной, и спустя некоторое время такие доски висели уже в других домах Москвы.

Когда в Москве еще даже не существовало намека на велосипедную инфраструктуру, он вместе со своим другом занялся разработкой карты велосипедных маршрутов столицы и нанесением специальной разметки на дорогах Москвы. Эту небольшую инициативу быстро растиражировала пресса, что стало толчком к более масштабным действиям в области разработки велосипедной инфраструктуры, подхваченным и проводимым и по сей день властями города.

Игорь продвигает простую идею «Делай сам» — отличный посыл к художникам и активистам, чтобы не только сделать город удобнее, но и разнообразить его арт-объектами. Удобнее не только для людей, но и для всех пушистых и летающих обитателей, к примеру, скворцов, смастерив яркие, «многоквартирные» скворечники необычных форм и цветов.

Сайту partizaning.org уже 2 года. За это время он успел рассказать тысячам своих читателей об уличном искусстве и городских проблемах, поведать о проектах движения Партизанинг, покритиковать город и предложить десятки свежих идей для его улучшения.

В проекте «Партизанинг» 2 тактики – партисипаторная и творческая. Задача первой – вовлекать в процесс как можно больше жителей города, интересоваться их мнением. Как правило, эксперты не обращаются к мнению людей при планировке города, попросту считая их непрофессионалами. Активисты Партизанинга считают, что главное слово должно быть за жителями, но это слово должно быть доказано на деле – своими действиями.

«Партизанинг – это не закрытая группа людей, это не сайт. Партизанинг — это явление. Мы внимательно следим за тем, что происходит в городах страны. Те, кто относят себя к этому движению, подходят очень творчески к решению социальных и общественных проблем».

«Штрафстоянка» — один из проектов городских «партизан». Суть — борьба с безобразно припаркованными машинами. Способ борьбы, в отличие от движения «Антихам» и их наклеек размером с лобовое стекло автомобиля, довольно интеллигентный, но дающий абсолютно четкое понимание водителям о своем бескультурии на дороге — наклейки с надписью «Ваша машина мешает горожанам», схожие с той, что клеят на машины при эвакуации. Активисты Партизанинга расклеивают их на двери хамски припаркованных машин, когда невозможно пройти ни обычным пешеходам, ни молодым мамам с колясками, ни уж тем более людям с ограниченными возможностями. «Это простая возможность обозначить свою позицию. Довольно эмоциональная акция, дающая понять водителям этих машин, что они делают что-то неправильно, и эти действия кому-то мешают», — рассказывает Игорь.

Прежде чем сделать город удобнее, неплохо узнать мнение его жителей. Один из проектов активистов Партизанинга — специальные почтовые ящики – сборщики идей, мнений, жалоб и писем местных жителей. Фидбэк – более ста полученных писем, что лишний раз подтвердило тот факт, что мнение жителей неважно при обустройстве городской среды. Итог – просьбы о новых дорожках для пешеходов и неработающем освещении были переданы для реализации в Управу, а часть проблем была решена совместными силами активистов и жителей.

«Мы часто предлагаем жителям самим улучшить город, сделав что-либо своими руками. У нас есть специальный фургончик, где для этого есть все условия – здесь можно воспользоваться различными инструментами, красками и прочими необходимыми вещами»

Один из подобных проектов – деревянные скамейки, сделанные своими руками. Ярко красного цвета с висящими на них табличками содержания вроде «Все сделано для вас, только не забывайте их беречь и иногда чинить», они радовали местных жителей. К слову, эта инициатива абсолютно ни с кем не согласовывалась и была воспринята горожанами на «ура».

Пешеходные зебры, нарисованные активистами Партизанинга, появлялись ровно там, где в них была необходимость – на так называемых народных пешеходных переходах, в местах, где часто происходили дорожные происшествия, однако реакция властей на эти ситуации была нулевая. «Партизаны» брали инициативу в свои руки, по ночам рисуя белые полосы на асфальте и вешая дорожные знаки. Проект, по словам активистов, показал, что власти абсолютно беспомощны и безразличны в этой ситуации.

Кстати, подобное движение стало популярным в городах. К примеру, в Бишкеке появилась целая группа «художников» пешеходных зебр, взявших на себя функцию дорожной службы, делая разметки на дорогах десятками. К слову, у них это не просто хорошо получается: местные власти дали официальное разрешение на подобную деятельность. Если заинтересовались сами – подробные инструкции с трафаретами ждут вас на сайте движения.

Бич улиц городов – крупных и не очень – это реклама: наружная, трафаретная на асфальте, на бумажных объявлениях, расклеенных пачками на столбы. В Москве «партизаны» борются с ней очень просто, закрашивая бесконечные принты на тротуарах брутальной черной краской, и делая специальные отметки для хозяев магазинов на вывесках, висящих столь низко над тротуаром, что о них ударяются головой пешеходы.

«ВелоВыкса» — также один из проектов активистов Партизанинга: прокат велосипедов, организованный в одном из городов Нижегородской области на полученные в рамках Паблик-арт-фестиваля деньги. Теперь жители города Выкса имеют возможность совершать велопрогулки, взяв абсолютно бесплатно напрокат один из восьми велосипедов. К слову, за сезон работы велопроката ни один из велосипедов не был украден: санкция за невозврат инвентаря в виде фамилии должника, выделенной красным цветом на сайте, оказалась достаточно действенной.

Игорь Поносов: «В отличие от простых уличных художников мы активно общаемся с прессой. Мы также стремимся создать междисциплинарное сообщество, куда приглашаем социологов, антропологов, дизайнеров. Благодаря этому вместе мы сможем найти свежие решения городских проблем».

[mceAuthor]Фото: Максим Платонов[/mceAuthor]

[mceAuthor]Текст: Динара Валеева[/mceAuthor]

Подпишитесь