Posted 27 января 2015,, 14:42

Published 27 января 2015,, 14:42

Modified 12 сентября 2022,, 03:51

Updated 12 сентября 2022,, 03:51

«Служебный вход» Качаловского театра: посторонним вход разрешен

27 января 2015, 14:42
Наверно, трудно найти человека, который ни разу не был в театре. Впрочем, отыскать людей, не связанных с театральными подмостками, которые бывали за кулисами, не менее сложно. Но казанцам отныне не составит труда оказаться по ту сторону сцены: за это спасибо «Служебному входу» Качаловского театра. О том, как устроен...

Гардероб, фойе, буфет, зрительный зал и сцена – вот, что обычно видят зрители театра. А между тем, там, за сценой, находится целый театральный мир, скрытый от глаз гостей – загадочный и волшебный. Коллектив Качаловского театра решил приоткрыть завесу театральной тайны и пригласил своих зрителей туда, куда обычно не попасть по билетам – за кулисы. Проект, получивший название «Служебный вход» — это экскурсии для казанцев, мечтающих увидеть театр им. Качалова с другой стороны. Первая стартовала в минувшее воскресенье, последняя же ждет городских театралов в конце марта. В роли ведущих выступают сами актеры театра: ну кто же еще знает театр так хорошо, чтобы рассказывать о нем зрителям? Пионером «Служебного входа» стал актер Илья Славутский.

Для зрителей театр начинается в вешалки, а для актеров — с расписания. Через пару метров после порога они попадают к стенду, который можно по праву назвать одним из самых важных мест в театре. По графику, который тщательно выверяет помощник режиссера, живет весь Качаловский. Сегодня в 15 часов экскурсия, а вечером «Доктор Айболит», в понедельник — выходной, а во вторник — репетиция «451 градус по Фаренгейту» с указанием списка фамилий задействованных там актеров — всю информацию о том, чем живет театр в ближайшую неделю, можно найти здесь. Впрочем, как и плакаты с поздравлениями и бланки с выговорами.

На третьем этаже находится репетиционный или просто черный зал. Его размеры почти такие же, как и у сцены Качаловского. Здесь есть все необходимое световое и звуковое оборудование для проведения репетиций — танцевальных, вокальных и драматических. Частенько здесь собирают декорации к спектаклям. Кстати, стены зала выкрашены в черный цвет неспроста: одежда сцены — кулисы — всегда черного цвета, который Славутский сравнивает с космосом, где можно создавать новые пространства.

Белый зал — полная противоположность черному. Белоснежные стены, высокие потолки, большие окна и запах краски: в бутафорском цехе создают декорации к спектаклям театра Качалова или занимаются их реставрацией.

В Качаловском есть своя фотостудия, посещение которой стало своеобразным бонусом для первой экскурсионной группы от Ильи Славутского.

Вид из окон театра чем-то напоминает Петербург с его дворами-колодцами.

Пошивочный цех — святая святых, где создаются образы актеров. Команда художников по костюмам, закройщиков, швей и конструкторов готовит костюмы, реставрирует их и при необходимости перешивает. Кстати, Качаловский театр сотрудничает с известными казанскими модельерами. К примеру, в сотрудничестве с Рустамом Исхаковым в театре готовят костюмы для «Женитьбы Фигаро».

Эти железные ящики — кофры для хранения и перевозки реквизита и костюмов театра. Сделаны они из дюралюминия, а на каждом можно найти бирки с названиями спектаклей.

В кабинете главного художника Качаловского театра Александра Патракова творческая обстановка: здесь можно увидеть макеты, эскизы и наброски будущих декораций спектаклей.

В кабинете художественного руководителя Качаловского театра Александра Славутского светло и просторно. Здесь на стенах висят фотографии театральной труппы, за большим столом обсуждаются будущие постановки, а за личным рабочим — вопросы денежные: театр — это не только творчество, но и финансовая сторона.

А так выглядит буфет для актеров театра.

Гримерный цех — один из самых интересных пунктов экскурсии по Качаловскому. Актеров здесь ждут несколько столов с зеркалами, обрамленными светодиодными лампочками, создающими близкий к сценическому свет, и гримеры-волшебники, которые могут преобразить их до неузнаваемости. Впрочем, испытать на себе, к примеру, накладные усы рискнул и один из участников экскурсии. Говорит, что от клея, на который они и крепятся, слезятся глаза, да и запах у него не очень приятный; трудно говорить, улыбаться, а уж изображать эмоции гораздо сложнее. Кстати, в отклеивании усов тоже мало приятного. Помимо грима и накладных усов, которые, к слову, хранятся в коробках из под сигарет, работники этого цеха могут сделать вам новую прическу или предложить парик, которых на стеллажах очень много. Подготовка актеров к спектаклю может занять от часа до трех.

Здесь хранятся костюмы актеров. Плечиками с платьями, кителями и камзолами увешано множество рейлов. «Вот висит «Американская шлюха», а здесь — «Глумов», — рассказывает Илья Славутский.

Реквизиторский цех — это небольшая комната, где на многочисленных стеллажах хранятся все театральные «аксессуары»: начиная от деревянных слонов и бутафорских котлет, заканчивая масками из «Пиковой дамы» и револьверами.

Сегодня зрители не в зале — сегодня зрители на сцене. Гости театра, будучи без преувеличения в главном месте Качаловского, замечают, что если смотреть со сцены, то зал выглядит камернее. «Видят ли актеры лица зрителей со сцены? Конечно, видят», — отвечает Илья Славутский на вопросы гостей.

О том, как в театре важен свет, говорить не приходится. Здесь световики «играют» как могут: используют специальные компьютерные программы, меняют цвета фильтров прожекторов, включают стробоскопы и создают манящие цветовые переходы. А чтобы ощутить себя на месте актеров, экскурсантам включают яркие прожекторы, светящие прямо в глаза.

Миссия заведующего монтировочным цехом — руководить командой, которая занимается сбором и установкой декораций, а с помощью компьютера он управляет штанкетами. Еще несколько лет назад для этого нужно было как минимум 10 человек.

После реконструкции Качаловский театр обзавелся плунжерной системой, которая дает возможность актерам во время спектакля буквально исчезнуть в никуда. На поверхности сцены находится несколько зон, которые могут опускаться и подниматься. Самая большая — во фронтальной части сцены.

Если пройти чуть дальше кулис, то можно обнаружить большое пространство с высокими дверьми от потолка до пола: там хранятся декорации к постановкам Театра им. Качалова. Для того, чтобы перевезти их на сцену, монтировочная группа использует специальное оборудование. А на смену декораций одного спектакля на другой требуется порядка двух часов.

Сколько времени нужно, чтобы узнать театр изнутри? Два часа экскурсии? Отнюдь нет. Здесь множество уютных коридоров и дверей, за которые хочется заглянуть, больших пространств и незаметных уголков, нераскрытых секретов и таинств, незнакомых подчас и тем, кто каждый день жизни отдает театру. Кстати, все экскурсионные группы в рамках проекта «Служебный вход» уже заполнены до конца марта. А тем, кто не успел записаться в ряды экскурсантов, остается только ждать второго сезона — Качаловский обещал.

[mceAuthor]Фото: Максим Платонов[/mceAuthor]

[mceAuthor]Текст: Динара Валеева[/mceAuthor]

"