Posted 20 апреля 2016, 11:33
Published 20 апреля 2016, 11:33
Modified 11 сентября 2022, 17:59
Updated 11 сентября 2022, 17:59
Финансирование проекта планируется вести на основе частно-государственного партнерства – по концессионному соглашению. Идею финансирования строительства ВСМ именно по такой схеме предложила проектная компания на основе ОАО «Скоростные магистрали» («дочка» ОАО «РЖД»). Предполагается, что в число акционеров войдут частные компании, участвующие в проекте и содействующие управлению ключевыми рисками.
Согласно предложенной схеме концессионного соглашения, участвовать в формировании капитала проекта будут приглашать потенциальных подрядчиков и поставщиков: строительного оборудования, рельсов, подвижного состава и так далее. Распределение собственного и заемного капитала в таком случае будет составлять 30% к 70% или 20% к 80% соответственно.
Директор казанского филиала «БКС Премьер» Руслан Фатыхов заявил Inkazan, что предложенная РЖД новая концепция проекта ВСМ имеет свои плюсы и минусы. «Из плюсов я бы отметил разделение строительства магистрали на две территориальных фазы Москва–Нижний Новгород и Нижний Новгород–Казань, а также хорошо читаемое желание создать пул эффективных подрядчиков», — говорит он.
Однако в этом предложении немало подводных камней, отметил аналитик, которые сразу вызывают неизбежные вопросы у потенциальных инвесторов . Это и отсутствие внятных сроков окупаемости, и неясность с планами пассажиропотока на будущей ВСМ (очевидно, что звучавшие ранее оценки в изменившихся условиях стоит пересмотреть), и сложность схемы возможного взаимодействия в целом.
«Даже несмотря на то, что значительную часть рисков готово взять на себя государство, модель проекта ВСМ в предложенном виде может не заинтересовать потенциальных инвесторов и поэтому, вероятнее всего, еще будет «докручиваться», — резюмировал Фатыхов.
Старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова, согласилась с коллегой из БКС, что разделение процесса строительства ВСМ на два этапа выглядит очень логичным. Теперь, главное, чтобы работы не «застряли» в районе Нижнего Новгорода, на полпути этого проекта, говорит она.
«Экономическая сущность ВСМ Москва-Казань сомнениям не подвергается, и будь российская экономика в чуть более стабильном состоянии, то не было бы никаких препятствий для реализации этого значимого проекта. Однако в текущих бюджетных условиях на счету каждый рубль, поэтому и идет работа над оптимизацией стройки. Все, что позволит привлечь дополнительных инвесторов и сократить их риски, должно быть учтено в этом плане», — уверена эксперт.
Строительство ВСМ Москва – Екатеринбур — крупнейший инфраструктурный проект России. Строительство участка ВСМ Москва – Казань планируется завершить до 2020, направив 1,2 трлн рублей.