О работе в отеле «Мираж»
Я пришла в отельный бизнес случайно. Узнала, что открывается гостиница «Мираж». Кристиан Боруп, генеральный менеджер отеля, проводил собеседование. Он приехал из Финляндии и набирал команду. Я пришла на позицию рядового менеджера .Он решил, что я смогу заниматься пиаром. Попросил написать рекламную концепцию гостиницы. Я плохо представляла, что такое отель. Но знала, что такое реклама. У меня было много знакомых работающих в этой сфере. Так я стала пиарщиком. Я очень многому научилась в гостиничном бизнесе благодаря Кристиану. Но сначала было очень тяжело. Мы занимались пиаром, потом нам добавили все продажи гостиницы. Потом еще и ресепшн подчинили.
О международных выставках
Работа пиар-менеджера включала в себя поездки на международные выставки. Мы тогда вообще не понимали для чего это нужно. Выставки проходили в Лондоне и Берлине. От Москвы туда ездил пул компаний. А от Казани только мы. Когда первый раз приехали на выставку, говорили:
— Вот отель «Мираж».
— А где это?
— Казань, республики Татарстан.
— Казахстан?
Потом я поняла, что нужно рассказывать о Казани, о республике и, в последнюю очередь, о пятизвездочном отеле. И ехать нужно не одним отелем. Нужно консолидироваться и ехать целым городом. Сегодня мы приезжаем, и операторы сами нас ищут: «А где у нас Казань?» И, конечно, мы чувствуем себя уже по-другому.
Большим толчком в развитии туризма стала регистрация Казани как третьей столицы. И Россию на международных выставках стали представлять три города — Москва, Санкт-Петербург и Казань. У нас общий стенд, мы вместе проводим пресс-конференции.
О работе в «Шаляпине Палас отеле» и «Гранд отеле Казань»
В «Шаляпин» я пришла ещё до 1000-летия. Там были развалины. Набрали команду без отеля. В 2005 году он открылся. Моя задача была сделать службу ресепшн по уровню «Миража». Мы понимали, что отель будет не второстепенным, а одним из гдавных в городе. Мы делали ставку на казанских менеджеров с опытом работы. Варягов не было. Сама отобрала людей, проводила тренинги. Тогда персонала не было. Никто не понимал, что творится.
Это сейчас отелей много, персонал гуляет между ними. Есть институты, где обучают будущих сотрудников отелей. Хотя качество оставляет желать лучшего.
Потом мы построили себе конкурента — «Гранд отель». Концепции отелей были разные, цены тоже отличались, но администрация была одна. Отдел продаж тоже был один, и это очень помогло в продажах.
Об отеле на месте бывшего ресторана «Акчарлак»
Инвесторы всегда считают деньги. Рынок меняется, отелей сейчас в Казани очень много. Я не знаю, какие сегодня планы у владельцев «Шаляпина» и «Гранд отеля». Тогда проект третьего отеля застопорился из-за дорожной развязки. Нужно было понимать, как ее построят. В какую сторону развернуть вход отеля. И ответа нет до сих пор. Не исключено, что когда ситуация прояснится, инвесторы построят там не отель, а что-то другое. Изначально «Гранд отель Казань» строился как офисное здание, а потом концепцию поменяли.
О «Ривьере»
Ривьера в свое время выбрала правильный путь и заняла именно свою нишу. Они сделали ставку не на бизнес, а на отдых — аквапарк. И в результате 10 лет такого успеха. Они открылись после 1000-летия. У них был очень правильный маркетинг. Аквапарк рекламировался во всех городах, которые ближе 300 км. И этим самым отель работал на развитие туриндустрии Казани. 750 тысяч туристов за прошлый год. Это почти половина от общего числа.
О пресс-туре
Мы сейчас сделали большой пресс-тур по городам России. Это важный стратегический шаг. Проехали по 8 городам, которые будут принимать чемпионат мира по футболу. Со мной ездили 15 представителей туриндустрии Казани, за свои деньги. В каждом городе собирали местных туроператоров. Встречались с мэрами городов. Презентовали Казань, потом каждый из нашей делегации 5 минут презентовал свою компании. В некоторых городах встречающие были настроены скептически: «Зачем вам это надо? У нас времени нет». Мы им объясняли, что приедем сами, презентуем Казань, и дадим возможность презентовать им свой город. А они даже не видят такой возможности. Казань сегодня обогнала другие города, минимум, на 5 лет.
О «Корстоне»
У «Корстона» тоже правильная маркетинговая политика — бизнес-сегмент. Они строились как казино. Но когда открылись – казино в России запретили. И нужно отдать должное менеджменту — они быстро переориентировались. Может быть, не совсем правильно было делать упор на торговлю. Это моё мнение. К тому времени было уже много торговых центров, намного больше, чем в других городах-миллионниках. Здесь, я думаю, из-за этого сегмент просел. Но в плане проведения больших конференций –»Корстону» в Казани нет равных.
У нас нет другого места, где можно рассадить 1000 человек и обеспечить хороший звук. Строящийся комплекс «Казань ЭКСПО» будет конкурентом. Но «Корстон» останется в своей нише. Рынок будет расширяться, и места хватит всем. Будут новые клиенты, и у «Корстона» останется своя ниша.
О международных сетях отелей
Приход «Марриотта» стал вехой в развитии отельного бизнеса в Казани. Прежде всего, к нам зашла международная сеть. До этого к нам приезжали различные консалтинговые компании, например, «Эрнст&Янг». Они проводили исследования: стоит ли заходить иностранным отелям в Казань. Я тогда была вице-президентом Ассоциации рестораторов и отельеров Казани и Татарстана. Я отвечала, что заходить стоит. Однажды меня спросили, зачем я так говорю, это же конкуренты. Мое мнение было, что если придут международные сети, мы будем на них равняться. И это будет очень хорошо. Сейчас иностранцы активно заходят к нам: «Рамада», «Парк Инн», «Хилтон», «Ибис». Строится «Риксос».
О работе в администрации города
Ни для кого не секрет, что в последние 4 года мне делали разные предложения, пытались переманить в различные отели. Потом случилась Универсиада-2013. И у меня был большой проект. Я занималась расселением всех волонтёров в соципотечных домах: два в Юдино и два на Оренбургском тракте. Нужно было из этих домов сделать гостиницы. Это были просто дома, которые строитель передал в апреле. Их было нужно укомплектовать, начиная с кроватей и заканчивая туалетной бумагой. Это огромные 18-этажные дома, 5000 квартир. Меня попросили в частном порядке. Я согласовала с руководством. Универсиада был проектом, в котором задействовали всех, и нельзя было ошибиться. У нас все получилось. Ильсур Раисович как раз курировал волонтёров, вникал во все проблемы. Проживание в Казани считается самым удачным в истории волонтерства.
Честно говоря, я не понимала, что такое госслужба. Мне сказали, что я должна заниматься развитием туризма. У меня в голове был план, как это должно быть. Поэтому я не испугалась. Я сначала отказывалась по разным причинам, а потом подумала, если не сделаю этот шаг сейчас, то до пенсии буду сидеть в «Шаляпине». Потолок уже был.
Когда я пришла в администрацию города, туризм была придаточной отраслью. Был комитет в структуре исполкома, в блоке экономического развития. Туризм не являлся приоритетным направлением. Мы сделали комитет по туризму самостоятельным. Вывели его в отдельную структуру. Он стал муниципальным учреждением, с большим количеством полномочий. Сегодня комитет по туризму Казани туроператор, входящий в российский реестр. Это был хороший шаг. Комитет был официальным оператором по размещению чемпионата мира по водным видам спорта 2015. Казань сделала ставку на туризм. Ильсур Раисович часто повторяет во время поездок в другие города: «У нас целый вице-мэр занимается туризмом». И сейчас это одна из приоритетных отраслей. В будущем экономика города будет сильно зависеть от туризма.
О работе в Казгордуме
Я веду встречи с населением в общественной приемной «Единой России» по Кировскому и Московским районам на ул.Восстания, в школе N122 и в приемной партии на ул.К.Маркса. Если я могу чем-то помочь — выслушиваю, помогаю.
Раньше я не знала, что можно прийти к депутату и о чем-то попросить. Это не всегда финансовые вопросы. Один человек на приёме рассказал, что всю жизнь проработал на вредном производстве, но у него потерян стаж. Мужчина не знал, куда идти. Он год ходил по инстанциям. Мы сделали запрос в архив и выдали ему справку.
Как это донести до населения? У нас люди, например, не могут оформить участок. Пытаются найти каких-то знакомых, дать кому-то денег. Люди не знают, что эти вопросы могут решить их депутаты. Или в садике не хватает кастрюль. Заведующая может прийти к нам. Мы сделаем запрос: к чемпионату по водным видам спорта у нас было закуплено оборудование. Посмотрим, куда его распредели, и поможем. Конечно, есть сложные моменты, но есть и простые вещи.
О велоночи и ГИБДД
Да, были нарушения на открытии велосезона. Нужно все правильно организовывать. Мы с автоинспекторами всегда проезжаем весь маршрут несколько раз, выявляем слабые места. Если ГИБДД настаивает, меняем маршрут. В этом году поедем в Авиастроительный район. Там широкие дороги. Когда мы в прошлом году открывали веломаршрут «Удивительная Казань», я поняла преимущество молодых городов с широкими улицами. В первую велоночь мы заехали в музей на Бутлерова и не смогли развернуться. Во время второй велоночи мы заехали в Старо-Татарскую слободу, там тоже были узкие улицы. В этот раз все улицы сквозные. У велоночи главная задача не покататься на велосипедах, а рассказать историю города.
О чемпионате мира по футболу 2018
Развитие туристической отрасли продолжается. В этом году не будет большого летнего мероприятия. Сначала я прогнозировала падение потока туристов. Но сейчас думаю, что будет больше индивидуальных туристов. В 2017 году в Казани пройдёт Кубок конфедераций (с 18 по 28 июня, 4 матча — Inkazan).
Чемпионат мира по футболу 2018 года, матчи которого пройдут в Казани, по масштабу больше Универсиады. Город будет жить футболом. А в плане пиара эффект для города будет меньшим. В 2013 году везде звучало «Казань-Универсиада», в 2018 году будут говорить «Россия». Кто знает, какие города в Бразилии принимали чемпионат, кроме Рио-де-Жанейро? Но, в любом случае, те, кто приедут и увидят Казань, не останутся равнодушными. Сейчас сложно сказатьсколько будет гостей, но, в любом случае, больше, чем на Универсиаду и чемпионат по водным видам спорта (150 тысяч и 170 тысяч гостей соответственно- Inkazan).
Казань — это здорово и мощно. Мы проехали по городам, которые тоже будут принимать чемпионат. Казань к 2018 году готова лучше всех.
О будущем туризма в Казани
Программу развития туризма мы написали до 2018 года. Сейчас нам нужно понять, какой турист приедет в Казань. Год назад я точно знала, что нужно ориентироваться только на внутренний туризм. Мы его активно развиваем. Мэр дал поручение объехать города с населением в 500 и 300 тысяч человек, жители которых потенциально могут к нам приехать.
Но иностранному туристу тоже у нас будет интересно. Мы город, включённый в федеральную целевую программу по китайскому туристу, потому что у нас жил Ленин. Китайцы уже приезжают. Идут разговоры об открытии прямых авиарейсовс Китаем. (с Урумчи — Inkazan). Есть отель, который входит в программу «China friendly», «Релита».
Иностранный турист будет рассматривать Россию для отдыха. Курс доллара сыграл нам на руку. В 2014 году в Лондоне туристические пакеты на выходные в Казань (3 дня и 2 ночи) стоили 400 фунтов. В 2015 году уже 112 фунтов. А цены то у нас остались такими же.
Казань за последние 10 лет прошла колоссальный путь. Сложно повторить такой рывок в туристической отрасли. Честно. Казань сегодня и 10 лет назад это разные города. Москвичи говорят, что Казань это модно. Я чётко понимаю, что сегодня Казани нужно равняться не на города России, а на зарубежье. Барселона сделала огромный скачок после Олимпиады. За 12 лет поток туристов прирос многократно. Я недавно была в Париже, ездила на переговоры по организации заседания ассоциации городов местных властей. В мае у нас пройдёт заседание бюро. Мэрия Парижа сама предложила заключить с Казанью договор о развитии туризма.
Наш самый большой плюс — это толерантность. Это мировой тренд. Есть много направлений, которые надо развивать. Паломнический туризм. Река — её потенциал пока не раскрыт. Есть закрытая галерея на Баумана. Там целые катакомбы. Когда я работала в «Шаляпине», у нас останавливался Говорухин. Он рассказал, что известная банда «Черная кошка» скрывалась в этих катакомбах. Это подтвердили наши краеведы. В фильме «Место встречи изменить нельзя» действия просто перенесли из Казани в Москву.