С 1998 года из водоемов подняли 1427 судов, утилизировали – 1646, отремонтировано – 121. В Татарстане большая часть затопленных судов находится в водах Куйбышевского и Нижнекамского водохранилища. Почти все они являются бесхозяйными и в течение длительного времени состоят на специальном учете. Даминов отметил, что суда являются источником загрязнения рек, создают препятствия для судоходства, способствуют сокращению нерестилищ и так далее.
Ранее в регионе обнаружили 348 таких судов. С 1998 года по 2014 год из водоемов подняли более 240 судов. В 2008-2012 годах на эти цели направили более 50 миллионов рублей. Основную часть затрат понесли инвесторы и внебюджетные источники, сообщил Даминов.
«К сожалению, в ряде случаев причиной непринятия мер к поднятию затонувших судов, является неэффективная деятельности и несвоевременная реакция на судовое происшествие органов управления на внутреннем водном транспорте, бездействие муниципальных органов и нежелание собственников судов – предприятий речного транспорта нести значительные расходы на подъем судна. Прокурорскими проверками данные факты вскрываются и пресекаются», — заявил Олег Даминов.
В 2014-2015 годах прокуратура выявила нарушения закона установлены в деятельности исполнительных комитетов Казани, Камско-Устьинского и Мамадышского муниципальных районов, а также Росприроднадзора по РТ, минэкологии республики, судоходной компании «Татфлот», службы судебных приставов и так далее. Всего выявили более 40 нарушений закона.
В ряде случаев, когда собственники судов не желали добровольно исполнять предусмотренные законом обязанности, прокуратура вынуждена была обращаться с исковыми заявлениями в суд к судовладельцам. К примеру, на основании коллективного обращения жителей Чистополя по иску Казанской межрайонной прокуратуры суд постановил, чтобы ООО «Камские Круизы» освободить самовольно занятую акваторию Камы от выбывшего от эксплуатации дебаркадера, площадью около 400 метров. Его использовали в коммерческих целях — для организации отдыха.
«Хочу отметить, что после столь активных действий государственных и муниципальных органов по утилизации затонувших плавсредств, со временем активная позиция и должное внимание к проблеме утихли и стало понятно, что вмешательство прокуратуры вновь необходимо», — отметил Олег Даминов.